7 класс >> Решебник - решенная рабочая тетрадь по географии 7 класс - Душина

ГДЗ решебник по географии 7 класс рабочая тетрадь №1 Душина ответы ФГОС к учебнику Душиной Смоктунович


Поделись с друзьями:

Перейти ко II части

Урок 1. Введение

*2. Проанализируйте текст учебника (с. 4 – 6) и ответьте на следующие вопросы.

Что вы будете изучать в 7 классе на уроках географии?

Материки, крупные части континентов, группы стран, отдельные страны  и их части.

Что понимают под комплексным подходом? Почему при  изучении материков, океанов и стран необходимо использовать именно этот подход ?

Для изучения причин географических процессов, происходящих по изучаемой территории.

Что такое страноведение ? Каковы его цели ?

Страноведение – старейшая ветвь географии , возникшая еще в античном мире. Цель – комплексное изучение территорий: материков, крупных частей континентов, групп стран, отдельных стран и их частей.

*3. На какие вопросы вы будете отвечать на уроках географии ?

Что, где , когда и почему что-то произойдет, если что-то изменится.

*4. Рассмотрите рис. 3 учебника и приведите примеры двух природных и двух антропогенных комплексов ( сделайте схематические рисунки ).

*5. Каких комплексов больше в вашей местности ? Почему ?

Железная дорога, водохранилище, проходит ветвь Куйбышевской железной дороги. Располагается Жигулевское море.

Школа географа-страноведа

 * Определите вклад в географию путешественников и учёных, опираясь на текст учебника и знания Начального курса географии. Заполните таблицу.

Урок 2 (§1). Источники географических знаний

*1.  Какие интересные географические объекты вы увидели во время путешествий  с классом или родителями ? Назовите эти объекты.

Жигулевское море , река Волга, Куйбышевское водохранилище.

*2. Вспомните из Начального курса географии, что такое географическая карты , назовите ее свойства.

Источник самых разнообразных сведений не только о природе той или иной территории, но и о природных процессах, народах, об использовании земель, распространении болезней, размещении городов, промышленных предприятий, объектов туризма и т. д .

*3. Что означает выражение « понимать карту» ?

Знание ее масштаба, градусной сетки, умение определить по ней направление и расстояние.

*4. Отемтьте знаком «+», если вы хорошо:

а)
б)

*5. Перечислите карты из учебника и атласа, которые :

1) относятся:

к общегеографическим:
в учебнике физические , крупномастштабные топографические
в атласе физические

к тематическим:
в учебнике геологические , почвенные, населения
в атласе климатических поясов, хозяйства

2) различаются по охвату территории:

в учебнике мировые, полушарий
в атласе мировые , полушарий

*6. Какие методы географических исследований вы применяли при изучении Начального курса географии

Наблюдения, путешествия.

*7. Какими методами пользовались географы в прошлом , какими – в наши дни?

Оба метода и сейчас используются и использовались в прошлом.

*8. Установите соответствия между объектами, явлениями и условными знаками, которыми их обозначают на карте.

*9. Назовите не менее пяти источников географической информации.

Карта, страноведческие описания, словари, справочники, географические энциклопедии.

*10. В каких регионах  Земли в наши дни работают научные экспедиции?

Антарктида, Арктика

*11. Какие географические модели вам известны ?

Глобус, карта

Школа географа-страноведа

* Чем отличается страноведческое описание от комплексной страноведческой характеристики ?

Описание – общие черты, комплексная характеристика – более полное изучение каждой черты.

*Определите, описание или характеристика содержится в приведённом ниже тексте. Обоснуйте своё мнение.

Солнечные морозные и тихие дни наблюдаются на протяжении всей длительной зимы. Температура обычно опускается до -40 , а иногда ниже 60 . При такой температуре трудно дышать, холодный воздух может вызвать такую опасную болезнь, как ознобление лёгких.

Описание, так как написано не научным языком.

* Проведите исследование наиболее значимого в вашей местности географического объекта. Составьте описание и комплексную характеристику. (План см. в Приложении к учебнику.)

Описание – красивая река Волга. Течет через город Самару, многие люди на берегу отдыхают на пляже, ловят рыбу, купаются.
Характеристика – Волга впадает в Каспийское море. Исток реки – Валдайская возвышенность.

Раздел I. Современный облик планеты Земля. Геологическая история Земли
Урок 3 (§2). Происхождение материков и впадин океанов

*1.  Закончите предложения.

Планетарный этап в развитии Земли завершился образованием первичной атмосферы и гидросферы.
На геологическом этапе образовались земная кора современного типа

*2.  Как учёные определяют возраст горных пород?

По сохранившимся окаменевшим остаткам или отпечаткам растений и животных.

*3. По каким двум признакам отличают материковую кору от океанической ?

1) Количество слоев (геологическое строение)
2) Мощность коры

*4. Что такое литосферная плита? Сколько всего выделяют крупных плит?

Крупный стабильный участок земной коры. Всего 7 наибольших плит.

*5. Где проходит граница между литосферными плитами ? По карие атласа проследите и назовите некоторые из этих границ.

По срединно-океаническим хребтам или по глубоководным желобам, горным поясам, предгорным прогибам.

*6. Люди каких профессий изучают строение и свойства литосферы и земной коры?

Геологи

*7. Какое значение имеют знания о литосферных плитах?

Можно предугадать некоторые природные явления и стихийные бедствия.

*8. Что такое шельф? У каких материков он особенно большой по площади ?

Материковая отмель, Евразия, Северная Америка, Африка.

*9. На основе данных текста учебника графически отобразите соотношение суши и Мирового океана в Северном и Южном полушариях. Масштаб выберите самостоятельно.

*10. Что такое географическое положение материка (океана)?

Расположение объекта относительно к другим объектам.

Географическое положение определяется по отношению к :
1) Экватору
2) Начальному меридиану
3) Тропикам
4) Океанам
5) Полярным кругам
6) Другим материкам

*11. Рассмотрите рис. 14 на с. 17 учебника  и запишите материки в порядке убывания наибольшей высоты.

Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.

Школа географа-страноведа

* Рассмотрите рис. 13 на с. 15 учебника. Определите время:
а) образования Атлантического океана;
б) слияния Антарктиды с Южной Америкой;
в) образования Средиземного моря;
г) присоединения Индостана к Евразии.

а) настоящее время
б) 65 млн. лет назад
в) 135 млн. лет назад
г) настоящее время

Урок 4 (§3). Географическая среда – земное окружение человеческого общества

Всё меньше окружающее природы,
Всё больше окружающей среды.
                          Р. Рождественский

*1. Как вы понимаете строки стихотворения Р. Рождественского ? Прав ли поэт ?

Да, прав. Окружающую среду человек создает своими руками, а природного становится все меньше.

*2. На рисунке подпишите, какая фигура обозначает географическую оболочку, какая – географическую среду. Стрелкой укажите направление увеличения одной из них. За счет чего происходит это увеличение ?

1 – географическая среда, 2 – географическая оболочка.
За счет деятельности человека.

*3. Назовите географические  объекты, которые  создали в вашей местности люди.

Водохранилище, мосты, пруды.

*4. Дополните схему (см. рисунок на с. 11); впишите все компоненты географической оболочки.

1) воздух атмосферы
2) водные массы
3) Донные морские отложения

4) органический мир

5) рельеф дна и горные породы

*5. Закончите предложения.

   Географическая среда – это часть географической оболочки, непосредственно связанная с деятельностью человека, осваивается человеком.
   По мере освоения природных компонентов.

*6. Какие две позиции существуют в оценке географической среды? Сторонником какой точки зрения вы себя считаете ?

1) Взаимодействие человека и природы
2) Человек разрушает природу

Моё мнение: Вторая точка зрения ближе, так как человек добывает полезные ископаемые , изменяет окружающую среду.

*7. Приведите отрывок из стихотворного или прозаического текста, отражающий влияние географической среды на духовный мир человека.

Лермонтов «Родина» :
 « Но я люблю – за что , не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…»

*8. В каких потребностях , по вашему мнению, человек может ограничить себя для сохранения природы?

Промышленность.

*9. Закончите предложения.

Потребности человека выражаются в желании обладать какими-либо благами.
Воздействие его на природу проявляется в техногенных катастрофах, авариях.
При этом в природе происходят следующие изменения: меняется ландшафт, состояние окружающей среды.

Школа географа-страноведа

* Каковы последствия антропогенных изменений природы для жизни людей ?

Это отображается отрицательно на здоровье человека, состояние окружающей среды.

* Проведите исследование своей местности и выделите в ней природные и антропогенные объекты.

Природные: реки, озера, леса.
Антропогенные: заводы, линии связи, газопроводы.

Урок 5 (§4). Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

*1. Закончите предложения.

Горные породы, воздух, вода, живые организмы, почва – всё это природный комплекс.

*2. Чем обусловлена целостность, единство природного комплекса (ПК) ?

Строением земной коры.

*3. Приведите примеры зональных и незональных природных комплексов. Заполните схему.

*4. Какое важное географическое открытие сделал В.В. Докучаев ?

Открыл тип почвы – чернозем.

*5. Составьте характеристику природной зоны своей местности и приведите примеры природно-территориальных, аквальных и природно-антропогенных комплексов вашей местности в пределах природной зоны. Задание  целесообразно выполнить дома в форме рисунка, схемы  или словесного описания.

Преобладают лесостепи, горы , много рек, есть озера, водохранилища.

*6. Сезонная ритмика – это периодичность природных процессов.

*7. От чего зависит количество высотных поясов в горах ?

Чем выше , тем быстрее сменяются зоны.

*8. Как называется важный закон географической науки ?

Закон географической зональности

Школа географа-страноведа

* Как меняется температура воздуха в зависимости от высоты нахождения местности над уровнем моря ?

Чем выше, тем холоднее.

*Проанализируйте данные таблицы и дайте характеристику высотной поясности в разных горных системах.

Альпы представлены лесами , лугами , вечными снегами.
Кавказ – степью, лесами, лугами и ледниками.
Гималаи представлены субтропическими лесами, лесами, лугами, ледниками.
Анды – влажные экваториальные леса, широко представлены леса, кустарники, луга, ледники.

На основе каждой таблицы составьте схематичные рисунки высотной поясности каждой горной системы.

Дайте определение высотной поясности, используя математический термин «произведение» .
Высотная поясность – произведение высоты на количество растений и животных на данной территории.

Подведём итоги изучения раздела «Современный облик планеты Земля»

*2. Сколько больших этапов выделяют в истории развития Земли ? Перечислите эти этапы.

Четыре : протерозой. палеозой, мезозой, кайнозой.

*3. Закончите предложение.

Для современного облика нашей планеты характерно большое количество антропогенных ландшафтов.

*4. Кто выдвинул гипотезу о движении литосферных плит? Когда и благодаря чему она превратилась в теорию?

А. Вегенер.В 1963 году , так как были открыты магнитные аномалии.

*5. Чем обусловлено существование на Земле выступов материков и впадин океанов ?

Движение литосферных плит.

*6. Географическое положение материка определяют по отношению к экватору , начальному меридиану, тропикам, океанам, полярным кругам, другим материкам.

*7. Географическая среда  – это земное окружение человеческого общества.

*8. Какие взаимосвязи  прослеживаются между географической средой и географической оболочкой ?

Чем больше географическая среда , тем тоньше географическая оболочка и наоборот.

*9. Основной географический закон носит название  Закон географической зональности.

Раздел II. Население Земли
Урок 6 (§5). Расселение людей. Численность населения Земли.

*1. Где обитали дикие предки современного человека ?

Африка, Евразия.

*2. На контурной карте отразите  размещение  и пути расселения крупнейших индоевропейских народов, а также размещение трёх-четырёх малых этносов. Условные знаки выберите самостоятельно.

Условные знаки:
 народы и расселения индоевропейских народов – черным цветом,
 народу малых этносов – красным цветом.

*3. Какие природные явления способствовали переселению людей на еще не заселённые материки?

Уровень мирового океана, оледенение.

*4. Какие способы использовал знаменитый путешественник Т. Хейердал для обоснования путей переселения людей?

Путешествовал на бревенчатом плоту, на тростниковой лодке.

*5. Сколько людей живёт на Земле? В каком полушарии – Северном или Южном – проживает больше людей?

 Более 7 млрд. человек.

*6. Как определить естественный прирост населения?

Число родившихся минус число умерших за определенный период времени.

*7.  Как изменялась численность населения во времени ?

Численность населения начала резко и сильно расти с 20 века.

*8. Как узнают о численности населения страны? Всей Земли?

Перепись населения.

*9. В каких частях света численность населения наибольшая, где она мала? Почему ?

В наиболее развитых странах численность меньше. Азиатские страны отличаются большей численностью, так как ислам поощряет большое количество людей.

*10. В каких частях света невысокая средняя продолжительность жизни? Где она высокая? Почему?

Африка, Азия – высокая смертность, инфекционные заболевания, гражданские войны.

*11. Проведите анализ текста учебника и карты атласа. Заполните таблицу.

 

Урок 7 (§6). Особенности расселения людей. Сельское и городское население

*1. Рассчитайте среднюю плотность населения Земли. (Площадь суши – 149 млн. .)

7 млрд. / 149 млн.  = 47 чел на

*2. По карте плотности населения определите несколько территорий на Земле с самой высокой плотностью населения.

Индия, Китай.

*3. Сравните континенты и страны по численности, плотности и миграции населения.

Африка и Северная Америка: Плотность населения в Африке больше, численность в Северной Америке больше, миграций больше в Северной Америке.
Китай и Бразилия: Численность и плотность в Китае больше, миграция наиболее сильная в Бразилии.

*4. Постройте диаграмму, отражающую численность населения каждого материка ( или части света). Вид и масштаб диаграммы выберите самостоятельно.

 *5. В чем разница в образе жизни городских и сельских жителей?

Сельские жители занимаются сельским хозяйством, а городские жители специализируются на промышленном производстве, либо работают в сфере оказания услуг.

*6. Что называют урбанизацией?

Процесс усиления роли городов, сосредоточения промышленности, культуры и населения в крупных городах.

*7. Что такое агломерация?

Крупные города вместе с мелкими соседними городами и деревнями.

*8. Какие виды хозяйственной деятельности характерны для жителей городов и для тех, кто живет в сельской местности?

Сельская местность – растениеводство, животноводство.
Города – промышленность, сфера услуг.

Школа географа-страноведа

* Проведите исследование функций известных вам городов и заполните таблицу.

 

Урок 8 (§7). Народы мира. Разнообразие стран

*1. Назовите главные признаки, по которым различают расы.

Цвет кожи, разрез глаз, цвет волос, язык, обычаи, религия.

*2. Каковы признаки этноса?

Проживание на определенной территории, язык.

*3. Какие этносы есть в вашей местности?

Немцы. мордва, чуваши, русские.

*4. Перечислите народы, которые относятся к данным языковым группам. Заполните схему.

*5.  Почему число стран в мире непостоянно: то увеличивается, то уменьшается? Приведите примеры.

Государство может распасться на несколько, либо несколько объединяются в одно.

*6. По государственному устройству страны делятся на:

1) Монархия
Примеры стран: Япония, Испания, Великобритания
2) Республики
Примеры стран: Россия, Канада, Чехия.

*7. Приведите примеры стран, в населении которых:

много детей и людей среднего возраста – Пакистан, Танзания, Эфиопия, Уганда
много пожилых и старых людей – Великобритания, Швеция, Испания, Япония.

*8. Перечислите первые пять стран по площади территории (рис. 32 учебника) и по численности населения (рис. 29, 33 учебника). Сделайте вывод о средней плотности населения в этих странах.

Россия, Канада, Китай , США, Бразилия.
Чем больше территория, тем меньше плотность населения.

Школа географа-страноведа

* Соберите информацию о родных языках учащихся вашего класса (или школы) . К каким языковым группам относятся эти языки? Проанализируйте полученные данные.

Русский – славянская , мордовский – славянская , чувашский – славянская, немецкий – германская.
В классе больше представителей славянской язычной группы.

Урок 9 (§8). Религии мира и культурно-исторические регионы

*1. Перечислите мировые религии.

Христианство, буддизм, ислам.
Самая древняя мировая религия – Буддизм.

*2. Какой вклад в развитие мировой культуры вносят религии?

  Написание картин, постройка храмов.
В  каком виде искусства влияние религии проявляется особенно ярко?
  Живопись, архитектура.

*3. Какие религии относят к национальным религиям? В каких странах они распространены? Заполните таблицу.

*4. На каких материках расположены важнейшие религиозные центры?

Евразия, Африка.

Заполните таблицу.

*5. Рассмотрите рис. 35 учебника и определите, какие религии преобладают в следующих странах.

*6. В каких странах  часть населения привержена традиционными местным верованиям?

Австралия, Бразилия, страны Африки.

*7. В чём отражается материальная и в чём духовная культура народа?

Материальная – одежда, утварь, орудия.
Духовная – картины, предметы архитектуры.

Подведём итоги изучения раздела «Население Земли»

*1. Какова численность населения Земли?

7 млрд. человек.

*2. Как природные условия влияют на плотность населения территорий?

Человек старается жить там, где ему наиболее комфортно.

*3. На каком материке  проживает больше всего людей?

Евразия.

*4. Миграция людей – это переселение с одной территории на другую.

*5. По рис. 26 учебника определите, во сколько раз увеличилось население Земли с середины XVII  века.

Почти в 16 раз.

*6. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?

Голод, лечение, болезней, климатические условия, условия окружающего мира.

*7. Как определяют естественный прирост населения ?

Рождаемость минус смертность

*8. Как определяют плотность населения территории?

Численность населения разделить на площадь.

*9. На основе карты атласа и текста учебника заполните таблицу.

*10. Назовите несколько больших и малых этносов.

Поляки, русские, башкиры, финны, хорваты, сербы.

*11. Приведите три-четыре примера материальной и духовной культуры какого-либо этноса.

Материальные – шапка, валенки, посуда, шуба.
Духовные – церковь, картины, храмы.

*12. Сгруппируйте страны мира по различным признакам. Заполните таблицу.

*13. Какие отрасли  промышленности вам известны?

Цветная металлургия, электроэнергетика, топливная, лесная, пищевая, деревообрабатывающая, текстильная , добывающая.

*14. Какие отрасли хозяйства развиты в вашей местности?

Животноводство, нефтедобывающая, пищевая, медицинская.

*15. В каких отраслях хозяйства работают ваши родственники, члены семьи или соседи?

Растениеводство, животноводство, нефтедобывающая, пищевая. Оказание услуг.

*16. Приведите примеры большого и малого города. Как различаются их функции?

Большие играют роль административных центров, а малые – роль доноров для больших городов.

*17. По каким признакам в мире выделяют культурно-исторические регионы?

Культурно-бытовые особенности, материальная культура, духовная культура.
В каком культурно-историческом регионе проживаете вы? Оренбургская область.

Школа географа-страноведа

* Проведите небольшое исследование и установите различия в образе жизни городского и сельского жителя.

Сельские жители чаще занимаются животноводством, выращиванием различных культур, а жители города занимаются производством или заняты в сфере оказания услуг.

* Расспросите родственников и составьте график или диаграмму, отражающие число детей в семьях ваших прабабушек, бабушек и родителей.

Раздел III. Главные особенности природы Земли. Рельеф Земли
Урок 10 (§9). Планетарные формы рельефа

*1. Что такое литосферная плита? Приведите три-четыре примера плит.

Малоподвижное образование. Восточно-Европейская, Австралийская, Южно-Американская.

*2. Где проходят границы плит? Что происходит на этих границах?

По срединно-океаническим хребтам, по глубоководным желобам, горным поясам, предгорным прогибам.

*3. Справедливо ли утверждение, что границы плит совпадают с границами материков и океанов? Ответ объясните.

Нет, не совпадают, иногда границы плит проходят по территории океана.

*4. Назовите основные признаки платформ.

Устойчивость, медленные  вертикальные колебания, малая подвижность, обширные территории.

*5. Каковы признаки подвижный областей земной коры ?

Активные внутренние процессы, вертикальные и горизонтальные движения земной коры.

*6. Почему складчатые горные пояса расположены, как правило, на окраинах материков?

Обычно такие пояса находятся на границах океанов и континентов.
Какой материк является исключением из этого правила?
Евразия.

*7. Где образуются глубоководные желоба?

На границах литосферных плит.

Приведите примеры. Границы между плитами в Индийском и в Атлантическом океанах.

*8.  Составьте характеристику карты школьного географического атласа «Строение земной коры». ( План характеристики карты см. в Приложении к учебнику.)

Тектоническая, масштаб 1:50000, 1:200000. Карта содержит основные разломы земной коры, литосферные плиты, направления, скорость передвижения.

Школа географа-страноведа

* На основе теории движения литосферных плит предположите, как может измениться расположение материков и океанов Земли через миллион лет. Объясните свои предположения.

Литосферные плиты движутся по 2-3 см в год, значит через миллион лет материки сдвинутся на 20-30 км.

*Проведите анализ космических и аэрофотоснимков поверхности Земли и опишите по ним рельеф одного из материков.

Евразия большей частью равнинный материк, есть горы как на окраинах, так и на территории самого материка.

Урок 11 (§10). Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

*1. Что называют закономерностями?

Необходимая, повторяющаяся взаимосвязь явлений.

*2. Дополните предложения.

Большие равнины расположены на малоподвижных платформах.
Их поверхность сложена толщами осадочных пород.
Щит – это места на равнинах, где кристаллический фундамент платформ выходит на поверхность.

*3. Какова закономерность в размещении складчатых горных систем ?

Они образуются на границах литосферных плит в местах сжатия земной коры.

*4. В каких рельефообразующих процессах проявляется закон географической зональности? Приведите примеры.

Эндогенные и экзогенные процессы.

*5. Что называют полезными ископаемыми?

Минеральные и органические образования земной коры.
На какие группы ископаемые делят по происхождению?
Осадочные, метаморфические, магматические.

*6. Какие процессы в земной коре способствуют образованию магматических полезных ископаемых?

Внутренние глубинные процессы.

*7. Как образуется рудный пояс?

Магма соприкасается с газами и горячими водами метаморфических осадочных пород.

*8. Как образуются месторождения осадочных полезных ископаемых?

Осаждение различных веществ и органических остатков в морях, озерах , болотах, а также в результате выветривания горных пород на суше.

*9. По картосхеме учебника ( рис. 45) определите:
материки, богатые месторождениями нефти и газа, -

Евразия, Северная Америка.

материки, где имеются значительные месторождения угля, -

Евразия, Южная Америка, Австралия.

Школа географа-страноведа

 * По картам атласа дайте описания рельефа одного из материков (по выборы). (План описания см. в Приложении 3 к учебнику.)

Евразия – рельеф очень разнообразный. Внутри материка есть мощные горные системы, имеются крупнейшие равнины, широко представлены реликтовые формы.

Урок 12 (§11). Преобразование рельефе в результате хозяйственной деятельности людей

*1. Как вы понимаете выражение «рельефообразующая деятельность человека» ?

Человек меняет в результате своей деятельности ландшафт

*2. Приведите  примеры формы рельефа, созданных в результате хозяйственной деятельности.

Добыча угля, строительство метро, постройка водохранилищ, плотин.

*3. Какие изменения рельефа произошли в вашей местности за последние 50 лет? За информацией обратитесь к родителям, интернет-ресурсам, средствам массовой информации.

Строительство дорог, появление новых нефтедобывающих установок.

*4. Какие самые грандиозные рукотворный формы рельефа на Земле вам известны?

Плотины, насыпи.

*5. Решите кроссворд «литосфера и рельеф Земли».
1. Огромные участки литосферы, медленно передвигающиеся по верхней мантии.
2. Излившаяся на поверхность Земли огненно-жидкая магма.
3. Смятие горных пород земной коры в складки.
4. Научное предположение.
5. Совокупность форм земной поверхности.
6. Глубокая и длинная впадина на дне океана.
7. Зависимости, повторяющиеся связи, постоянно действующие на Земле.
8. Очень большой участок суши.
9. Слой земной коры, который входит в состав и материковой и океанической коры.

*6. Сравните площади территорий в Европе и в Северной Америке, не затронутые хозяйственной деятельностью (§ 11 учебника). Объясните эти цифры.

В Северной Америке, таких территорий больше, так как это связано с климатическими условиями.

*7. Какие еще объекты литосферы вы предложили бы внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Почему?

Река Волга – большая река Российской Федерации. Много городов по берегам.

*8. Сравните рельеф двух материков (по выбору) и выделите причины сходства и различий.

Сходства: положение материков на древнейших платформах. Преобладание равнин, в том числе плоскогорий. Входили в состав Гондваны.

Различия: на северо-западе и севере Африки границы африканской платформы совпадает с границами литосферных плит, а на востоке платформы величайший разлом земной коры. В Африке наблюдается часто землетрясения, извержения вулканов, на северо-западе молодые складчатые горы – Атласские. Границы древних платформ в Австралии находятся далеко от границ литосферной плиты, нет разломов земной коры.

Климаты Земли
Урок 13 (§12). Климатообразующие факторы

*1. Составьте характеристику климатической карты из географического школьного атласа. (План характеристики карты см. в Приложении 3 к учебнику.)

Мелкомасштабная, учебная, тематическая, мировая. Необходима для изучения расположения климатических поясов и областей земли.

*2. Составьте несколько вопросов по климатической карте и задайте их одноклассникам.

Определите среднюю температуру в январе в Австралии
Определите среднюю температуру в июне в Австралии

*3. Назовите не менее двух причин неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли.

Шарообразная форма Земли, движение планеты вокруг оси.

*4. Сколько поясов освещенности существует на Земле? Перечислите их.

Три: тропические, полярные, умеренные.

*5. Закончите предложения.

Воздушные массы – это большие объемы воздуха в нижней части земной атмосферы.
Типы воздушных масс: морские, континентальные.

*6. Каковы причины движения воздушных масс?

Вращение Земли, наличие зон с высоким и низким давлением, разница температур над сушей и океаном.

*7. Назовите причины образования в атмосфере у поверхности Земли поясов низкого и поясов высокого давления воздуха.

Движение ветра, неравномерный нагрев.

*8. Какое влияние на климат оказывает разнообразие земной поверхности? Приведите пример.

Чем выше, тем холоднее, горы задерживают холодные и влажные воздушные массы. Возле морей и океанов – влажный климат.

*9. Назовите основные климатообразующие факторы.

Солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.

Урок 14 (§13). Климатические пояса

*1. Составьте определение климатического пояса.

Климатический пояс – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу ее географического положения.

*2. Климатолог Б.П. Алисов разработал классификацию климатов Земли, положив в её основу:

1) циркуляция атмосферы
2) смена воздушных масс

*3. Какие воздушные массы влияют на климат вашей местности?

   Умеренные.
Перечислите преобладающие виды воздушных масс по сезонам года.
   Умеренные и зимой, и летом.

*4. Чем основные климатические пояса отличаются от переходных поясов?

В названии поясов нет приставки «суб-» , в климатических поясках летом могут быть признаки одного пояса, а  зимой другого.

*5. Какие воздушные массы сменяют друг друга в субэкваториальном поясе?

Экваториальные , тропические.

*6. Почему внутри климатического пояса выделяют климатические области?

Так как это территория с определенным типом климата.

*7. По карте климатических поясов определите, в каких поясах есть климатические области.

Тропический, умеренный.

*8. Рассмотрите климатическую карту в атласе и назовите:

материк, расположенный во всех климатических поясах, - Евразия
материк, расположенный во многих климатических поясах, - Северная Америка
материк, расположенный в двух климатических поясах, - Антарктида

*9. По климатической карте атласа составьте описание климата Австралии. (План характеристики климата см. в Приложении 3 к учебнику.)

Австралия располагается в трех климатических поясах: субэкваториальном, тропическом и субтропическом. Наибольшую часть материка занимает тропический пояс. Вся Австралия находится под влиянием теплого Пассатского течения. Действуют две воздушные массы: летом- тропические, зимой – умеренные.

*10. Какие климатообразующие факторы формируют климат вашей местности?

Леса вокруг городов, реки, открытые степи, подножье Уральских гор.

*11. Люди каких профессий занимаются изучением атмосферы, составлением прогноза погоды?

Метеорологи, синоптики.

Школа географа-страноведа

 * По климатической карте атласа проведите исследование особенностей климата одного из материков и оцените климатические условия материка для жизни населения.

В целом климатические условия Евразии наиболее благотворные для любого человека, так как материк располагается во всех климатических поясах. Можно найти на территории стран любой наиболее подходящий климат.

Урок 15 (§14). Климат и человек

*1. Каковы причины изменения климата на Земле?

1) Влияние человека
2) Вулканизм
3) Тектоника литосферных плит

*2. Приведите несколько фактов, по которым  можно судить об изменениях климата.

Изменения температуры, изменение количества осадков, изменение состава воздуха в населенных пунктах.

*3. При изучении какого материала в Начальном курсе географии вы применяли статистический метод? Приведите примеры.

Площадь материков, численность населения, демографические показатели, относительные и абсолютные показатели производства.

*4. Какими приборами измеряют следующие параметры? Установите соответствия.

*5. Какие климатические условия, на ваш взгляд, наиболее благоприятны для жизни человека?

Мягкий климат, морской воздух, умеренные температуры, среднее количество осадков.

*6. Приведите примеры влияния климата на особенности одежды, жилищ, пищи людей.

В России строятся теплые дома, проводится отопление, покупаются шубы, валенки. В Египте, например, легкая одежда, все строения возводятся в основном  из природного камня, так как климат очень жаркий.

*7. Оцените климат вашей местности для жизни и хозяйственной деятельности населения, укажите его положительные и отрицательные черты.

Положительные – много снега, который полезен для озимых культур. Отрицательные – половодье весной, наносящий вред населению и жилью.

*8. В каких климатических поясах или областях вы побывали во время летнего отдыха, путешествий с родителями ?

Субтропическом, экваториальном.

*9. Как люди влияют  на климат? Приведите примеры.

Отрицательно. Происходит постоянно выбросы в атмосферу, разливы веществ, просто выбросы бытовых отходов.

*10. Почему в больших городах формируется особый климат?

Большая застроенность, загазованность, загрязненность атмосферного воздуха, воды

Школа географа-страноведа

 * Что такое подстилающая поверхность? От каких факторов зависит способность подстилающей поверхности отражать и поглощать солнечную энергию? Как свойства подстилающей поверхности влияют на нагрев атмосферного воздуха?

Подстилающая порода – компоненты земной поверхности, осуществляющие тепло- и влагооборот с атмосферой и оказывающие влияние на ее состояние. Различные типы подстилающей поверхности по-разному поглощают солнечную радиацию и отдают тепло атмосфере, испаряют влагу и воздействуют на силу ветра. Это оказывает влияние на погоду, создает мезоклимат. Свойства подстилающей поверхности определяют как глобальную циркуляцию атмосферы, так и особенности местной атмосферной циркуляции, вызывая образование бризов, горных ветров.

Вода на Земле
Урок 16 (§15). Мировой океан – основная часть гидросферы

*1. Какую роль играет Океан в жизни Земли? Назовите не менее пяти-шести положений.

Положительное:
Накопитель солнечного тепла. Определяет погоду, климат. Поставщик пресной воды в результате круговорота. Целитель «Легкие» планеты. Источник морепродуктов. Источник минеральных ресурсов. Источник энергии. Транспортные пути. Морской туризм
Отрицательные:
Штормы, ураганы, цунами – причина человеческих жертв, катастрофических разрушений.

*2. Почему Океан называют регулятором температуры на поверхности Земли?

Течения определяют воздушную массу, влияющую на климат на территории суши.

*3. Каково происхождение океанических вод?

Вода океанов и всей гидросферы возникла на планете в результате дегазации мантии.

*4. Какому закону подчиняется распределение температуры  на поверхности Океана?

Закону зональности: от экватора к полюсам температура поверхностных вод понижается. Самая высокая она в районе тропиков.

*5. Каковы свойства поверхностных водных масс?

Температура, соленость, прозрачность, наличие или отсутствие жизни.

*6. Каковы причины образования течений в Океане?

1) Ветра
2) Разная плотность воды
3) Движения литосферных плит
4) Движения воздушных масс

*7. Какую роль в природе Океана и всей Земли играют поверхностные океанические течения?

Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат.

*8. Самые известные в мире каналы Суэцкий, Панамский.
Они соединяют два порта: Суэц и Порт-Саид (Суэцкий канал).
Панамский канал соединяет два океана – Атлантический и Тихий.

*9. Какой из океанов расположен ближе всех к вашей местности?

Индийский.
Каким видом транспорта можно до него добраться?
Поезд, автомобиль, самолет.

*10. Люди каких профессий работают в океане?

Военнослужащие, рыбаки, моряки, водолазы.

Школа географа-страноведа

 * Совершите воображаемое кругосветное путешествие, ориентируясь только на поверхностные течения в Мировом океане. Пункт отплытия выберите самостоятельно. Назовите течения, с помощью которых можно совершить это плавание.

Гольфстрим ( от англ. gulf stream –течение из залива) называют тёплое океаническое течение в Атлантическом океане. Он несет подогретые водные массы из Индийского океана и юга Атлантики к северо-западному. По течению Западных ветров. Она протекает в районах 50 градусов ю. ш. Её ширина может доходить до 2000 км.

Урок 17 (§16). Воды суши. Закономерности их питания и режима

*1. Каков состав вод суши? Заполните схему.

*2. Какими свойствами подземные воды отличаются от поверхностных вод?

Подземными называются воды, находящиеся под поверхностью Земли в жидком, твердом и газообразном состоянии. Они скапливаются в порах, трещинах, пустотах, горных пород.

*3. В каких климатических поясах есть покровные ледники, в каких – горные?

Покровные или материковые ледники – Антарктида (арктический/антарктический климатический пояс) и Гренладния ( арктический пояс)
Горные ледники – субакртический ( горы Чукотки, Урал), арктический (о. Врангеля), умеренный (Большой Кавказ, Алтай)

Допишите предложения.

Водный режим реки – это изменение во времени расхода воды в водотоках (реках), водоемах (озерах, водохранилищах) и в других водных объектах (болотах).
Годовой сток реки – это количество воды, протекающее за год через живое сечение реки.
Половодье – это разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.
Поводок – это поднятие ровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.
Межень – это самый низкий уровень в реке, озере, а также период самого низкого уровня середины лета.

*5. На каких материках изменится питание и режим рек, если растают горные ледники? Приведите примеры рек.

Евразия, Африка, Южная Америка.
Река Волга, река Урал, река Амазонка, река Нил.

*6. На каких материках много больших по площади и глубоких озёр?

Северная Америка, Евразия.

*7. В каких климатических поясах много болот? Почему?

Болота располагаются во всех климатических поясах и практически на всех материках. Наибольшее количество болот в тропиках Южной Америки (заболоченные земли без торфяного слоя) и в Евразии (торфяные болота).
Наличие болот в Южной Америке свидетельствует о больших запасах поверхностных вод.

*8. Составьте описание объектов гидросферы одного из материков (по выбору) и оцените обеспеченность водными ресурсами материка в целом и его крупных регионов.

Евразия омывается всеми 4 океанами, здесь много рек, озер, морей, болот. Здесь наибольшее количество запасов воды.

*9. Какой из материков особенно богат поверхностными водами? Какие это водные объекты?

Южная Америка. Это болота и река Амазонка.

*10. Составьте характеристику реки Замбези по  плану, данному в Приложении 3 к учебнику.

Это четвертая по протяженности река в Африке, протяженность 2574 км. Впадает в Индийский океан, берет свое начало в Мвинилунге, на реке располагается водопад Виктория

*11. Почему Южная Америка богата реками, а Австралия бедна?

В Южной Америке много экваториальных лесов, где жарко и влажно, а Австралия находится большей частью в субтропическом, засушливом климате.

*12. Какие водные объекты есть в вашей местности? Каковы их питание и режим?

Куйбышевское водохранилище, р. Волга – питание подземные воды.

Школа географа-страноведа

 * Исследуйте по карте атласа реки и определите, в какие месяцы года они полноводны. Заполните таблицу.

 

Урок 18 (§17). Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

*1. Назовите реки, в долинах которых зародились великие цивилизации Древнего мира.

Нил, Евфрат, Янцзы, Хуанхэ.

*2. Отразите в схематических рисунках влияние хозяйственной деятельности людей на воды суши.

*3. На каких материках вынуждены использовать для орошения большой объём воды?

Африка.

*4. Определите по карте атласа, какие водные объекты на разных материках соединены каналами. Заполните таблицу.

*5. Совершите воображаемое путешествие на лодке от Смоленска ( по Днепру) до Парижа ( по Сене). Укажите реки и соединяющие их каналы, с помощью которых вам удалось выстроить маршрут путешествия.

Днепр, Припять, Буз, Висла, Балтийское море, пролив Скагерран, Северное море, пролив Ла-Манш, Сена.

*6. На основе анализа текста учебника перечислите положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ для жизни людей.

Положительные последствия: электроэнергия.

Отрицательные последствия: затопление сельскохозяйственных территорий (берега Волги) , уничтожение памятников культуры (Рыбинское водохранилище, Асуанская плотина), нарушение нормального прохода рыбы на нерест, фактическое уничтожение рыбных богатств( Волга, осетровые), постепенный рост напряжений на основании плотин, с риском катастрофических прорывов дамбы, приводящих к гибели тысяч людей (Китай), техногенные катастрофы ( Саяно-Шушенская плотина).

Школа географа-страноведа

 * Используя разные источники географической информации, опишите особенности реки или другого водного объекта вашей местности. Какие меры принимаются для охраны данного водного объекта от загрязнения?

Заселение живыми организмами, создание береговой экосистемы, комплексное благоустройство прилегающей территории.

*  Проведите в классе дискуссию на тему «Полезны или вредны водохранилища?». Вопросы, которые бы вы хотели обсудить, запишите в тетрадь ( не более пяти вопросов).

Какое влияние оказывают водохранилища на природу? Чем опасны водохранилища? Плюсы строительства водохранилищ. Где именно лучше строить водохранилища, с чем связаны причины их постройки?

*  Люди каких профессий изучают воды суши?

Гидрологи.

Природные зоны
Урок 19 (§18). Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

*1. Перечислите менее десяти особенностей экваториального леса.

1) Многообразие флоры
2) Многообразие фауны
3) Многоярусное строение леса
4) Влажный климат
5) Большое количество  осадков

6) Высокая температура воздуха
7) Почва мало плодородна
8) В почве содержится много железа и алюминия
9) Высокое содержание водяных паров
10) У деревьев пышные кроны

*2. Сделайте схематические рисунки двух сезонов года в саванне

*3..Сравните основные особенности животного мира экваториальных лесов и саванн, сделайте вывод по результатам сравнения.

Животный мир экваториального леса более разнообразен по сравнению с саваннами.

*4. Заполните таблицу, перечислив растения и животных, обитающих в саваннах.

*5. Схематически нарисуйте самые характерные для тропических пустынь Африки, Австралии и Америки растения.

*6. Оцените возможности развития земледелия и животноводства в трёх изученных природных зонах. Заполните таблицу.

Школа географа-страноведа

 * Составьте сами или найдите в книгах, энциклопедиях, справочниках, журналах, интернет-ресурсах описание одной из изучаемых природных зон. Запишите самое яркое, на ваш взгляд, описание природной зоны.

Степь – равнина, поросшая травянистой растительностью в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий.

* Придумайте и нарисуйте эмблемы разных природных зон.

Урок 20 (§19). Природные зоны субтропических поясов

*1.  На основе анализа текста учебника и карт атласа заполните таблицу « Природные зоны субтропических поясов».

*2. На каких материках зона субтропического пояса особенно сильно изменена в результате хозяйственной деятельности?

Австралия, Южная Америка

*3. Внимательно ли вы прочитали текст параграфа? Решите кроссворд «Субтропики».

1. Лиана, которой перевиты деревья во влажных субтропиках Северной Америки.
2. Плантации этих растений произрастают на месте сведённой растительности.
3. Это дерево растёт в Южной Африке.
4. В этой стране почти все дикорастущие растения сохранились лишь в труднодоступных горах.
5. Дерево, сохранившееся в Средиземноморье  от когда-то больших массивов лесов.
6. Дерево в субтропиках Южной Америки.
7. Редкие древние  деревья, произрастающие в Японии.
8. В этой стране растут камфорный лавр, туи.
9. Родина многих комнатных растений.
10.Название плодородных почв субтропиков Средиземноморья.

Урок 21 (§20). Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

*1. На каких материках зона полупустынь и пустынь умеренного пояса занимает особенно большие площади?

Евразия, Северная Америка

*2. Кто из известных вам путешественников изучал эти обширные пространства пустынь?

Пржевальский.

*3. На каких материках в умеренном поясе есть степи?

В Евразии и Северной Америке.

*4. Чем степь отличается от полупустыни?

В степи осадков выпадает мало – от 300 до 450 мм, а в полупустыни 50 мм в год.

*5. Назовите не менее трёх видов трав, характерных для степей.

Ковыль, типчак, мятлик , овсец .

*6. Каковы различия в географическом положении степей и широколиственных лесов умеренного пояса на материках? В чём причины этих различий?

Леса более богаты растениями и животными, более благоприятные климатические условия.

*7. Какие смешанные леса умеренного пояса особенно богаты разнообразными видами растений? Почему? Где они расположены?

Леса Евразии, так как здесь наиболее широко представлены хвойно-широколиственные растения.

*8. Почему среди растений тундры преобладают двулетние и многолетние растения?

Лето очень короткое. За одно лето тундровые растения просто не успевают вырасти.

*9. Установите соответствия между животным , растительным миром и почвенным покровом, с одной стороны, и природной зоной – с другой.

*10.По картам и тексту учебника составьте описание наиболее характерных видов растений и животных одного из материков (по выбору).

Евразия – это самый большой материк в Северном полушарии. Типичные представители тайги: медведь, рысь, росомаха, белка. Растения: ель, сосна, берёза, липа, бамбук, осина, тополь.

Школа географа-страноведа

 * Проанализируйте карты атласа и перечислите черты сходства и различий между пустынями умеренного, субтропического и тропического поясов.

Сходство в том, что климатические условия пустынь практически одинаковые. А  различия в количестве осадков и солнечных дней. 

Самые крупные природные комплексы. Земли – материки и океаны
Урок 22 (§21). Особенности природы и населения южных материков

*1. Закончите определение.

Материк – это  огромная часть суши, омывающаяся морями и океанами, населенная людьми, определенные природные особенности.

*2. Назовите общие черты природы южных материков.

Имеются все природные зоны низких широт и антарктического пояса. В рельефе все материков – обширные равнины и горы.

*3. Перечислите реки южных материков, которые:

1) полноводны весь год – р. Амазонка( Юж. Америка) и р. Нил (Африка).
2) разливаются в июле-августе  – Ориноко.
3) разливаются в декабре-январе – Парана ( Австралия).

*4. Где на южных материках есть реки, которые зимой замерзают?

Река Оникс, протекающая в Антарктиде.

*5. Назовите южные материки, на которые есть большие массивы:

1) экваториальных лесов – Западной Амазонии, Конго, Бразилия.
2) саванн – Южной Америке, Австралии, Африка.
3) тропических пустынь – Африка.

*6. Соотнесите с южными материками их аборигенное (коренное) и пришлое население. Заполните таблицу: составьте цифры, стоящие около названия, народностей, в соответствующую графу.

австралийцы (1)                          испанцы (креолы) (5)
кечуа, аймара (2)                        африканеры (буры) (6)
арабы (3)                                     потомки португальцев (7)
бушмены, банту (4)

*7. Определите по карте и перечислите не менее десяти самых больших городов южных материков.

Сан-Паулу, Киншаса, Джакарта, Рио-де-Жанейро, Сидней, Иоханесбург, Мельбурн, Кейптаун, Сурабая, Найроби, Салвадор, Буэнос- Айрес.

Школа географа-страноведа

 * Изучите карты атласа и установите общие черты в географическом положении южных материков (исключая Антарктиду). На каком из материков наибольшее количество памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Располагаются в субтропическом и тропическом климатических поясах, в основном, равнинная местность, пустыни. Больше всего памятников на материке Евразия.

Урок 23 (§22). Особенности природы и населения северных материков

*1. Суша занимает 19%, а океан – 81% площади Южного полушария. В Северном полушарии это соотношение соответственно 39% и 61%. Как данное соотношение отражается на природе материков.

В Северном полушарии суша занимает большую площадь, чем в Южном.

*2. Назовите черты, характерные для природы северных материков.

1) Холодно, есть ледники.
2) Своеобразие растительности.
3) Животные густошерстные.
4) Много пресной воды
5) Материки вытянуты с севера на юг от арктических широт до экватора.

*3. Почему типы климата северных материков более разнообразны, чем южных материков?

Приход солнечной радиации на поверхность северных материков неравномерен. Определенное влияние на климаты оказывает барьерная роль гор. Субмеридионально вытянутые горные хребты в умеренных широтах северных материков способствуют трансформации воздуха, перемещающегося с океанов на сушу.

*4. Какие реки северных материков имеют сложный режим? Почему?

Волга, Урал, Дунай, Днепр, Дон, Западная Двина. В условиях континентального климата резко усиливается испарении и происходит летнее снижение уровня. Свойственно смешанное питание.

*5. Обширные участки северных материков заняты тундрами, тогда как на южных материках тундр почти нет. Почему?

Влияние океанов больше – соотношение площадей суши и океанов разное – больше разных течений. Теплые влажные воздушные массы, которые формируются над теплыми течениями.

*6. Какая из двух групп материков имеет наибольшую численность населения? Почему?

Северные материки, так как здесь наибольшее количество развитых стран, с развитой медициной , наукой.

*7.  Назовите не менее десяти имён великих людей – представителей народов северных материков, которые внесли значительный вклад в развитие мировой цивилизации.

И.М. Виноградов, Н.Н.Лузин, А.Н.Колмогоров, С.Л.Соболев, И.Г.Петровский, А.И.Мальцев, А.Н.Тихонов, В.И.Коваленков, Н.Н.Боголюбова.

*8. На каких материках – северных или южных – больше антропогенных комплексов? Почему?

На северных материках, потому что они ближе к оси, то есть центробежные силы действуют сильнее на экваторе.

*9. Определите по карте не менее десяти самых больших городов на северных материках.

Нью-Джерси, Ньюарк, Джерси-Сити, Элизабет, Патерсон, Трентон, Стамбул, Москва, Санкт-Петербург, Лондон.

Школа географа-страноведа

 * Проанализируйте климатическую карту атласа и ответьте на вопросы: « какой из двух северных материков отличается более разнообразными типами климата? Почему?»

Евразия имеет большое разнообразие типов климата. Из-за размеров материка, протяженность с севера на юг, разнообразием воздушных масс, а также специфическими особенностями строения рельефа.

Океаны
Урок 24 (§23). Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

*1. Из текста параграфа выделите  наиболее значимые особенности природы Тихого океана.

1) Теплые воды.
2) Самый глубокий океан.
3) Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию.
4)Находиться в тропической и субтропической зонах.
5)Большое разнообразие видов растений и животных.

 

*2. По карте атласа определите, в каких частях Тихого и Индийского океанов расположены срединно-океанические хребты.

Расположены  в центральных частях. Большей частью в южных широтах.

*3. Впишите пропущенные слова в предложение.

В Тихом океане муссоны действуют между материками Евразией и Австралией,
а в Индийском океане – между западным побережьем Индии и Азией.

*4. В каких частях Тихого и Индийского океанов образуются льды?

В южной части Тихого океана у берегов Антарктиды. В северной части Индийского океана , тропическая и экваториальная зона зимой может быть.

*5. Природа какого из двух изученных океанов более разнообразна? Почему?

Тихого океана. Он считается самым теплым океаном и в нем располагается самый глубокий желоб Марианский.

*6. В каком из двух океанов добывают больше биологических природных ресурсов? Почему?

В Тихом океане находятся самые значительные запасы природных ресурсов.

*7. Установите на карте атласа и назовите самые большие порты Тихого и Индийского океанов. На берегах каких материков они расположены?

Материк Евразия: Владивосток, Находка, Шанхай, Сингапур.
Материк Австралия: Сидней, Канада , Ванкувер, Аден(Йемен), Бомбей, Калькутта, Мадрас (Индия), Карачи (Пакистан), Рангун (Мьянма) , Сингапур ( на выходе из Тихого океана).

*8. Какие экологические проблемы существуют в Тихом и Индийском океанах?

Негативные последствия перелов рыбы и других морских животных; тепловое, шумовое, нефтяные загрязнения; загрязнение ядохимикатами и  бытовыми стоками; радиоактивное заражение.

Школа географа-страноведа

 * Проанализируйте строение рельефа дна Тихого океана. Сравните с рельефом дна Атлантического океана. Сделайте вывод.

Рельеф дна разнообразен. Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин, глубоководные желоба. Воздействие на формирование дна оказывают землетрясения и вулканизм. Особая интенсивность тектонических процессов наблюдается в разломах земной коры.

Урок 25 (§24). Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах

*1.  Какая существует связь между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами? Как эта связь отражается на природе каждого из океанов?

Эти океаны сливаются. И из-за этого там , где они сливаются, Атлантический океан охлаждается.

*2. Назовите главные черты рельефа:

Дна Атлантического океана – через весь океан ( примерно на равном удалении от побережий материков) проходит Срединно-Атлантический хребет.
дна Северного Ледовитого океана – в центральной части океана расположены два хребта. На материковом склоне есть подводные долины.
Предположите, где в будущем на Земле могут образоваться новые океаны. Ответ обоснуйте.
На границах плит происходит нахождение одной плиты на другую, именно там могут образоваться и материки  и океаны. Океаны могут появиться в более засушливых районах, а материки могут образоваться там, где «много» воды.

*3. В чем причина более высокой солёности поверхностных вод Атлантического океана по сравнению со среднеокеанической солёности?

Там, где осадков выпадает больше, солёность ниже, так же ее понижают речные воды и воды тающих льдов, влияние течения.

*4. Сравните поверхностные течения Атлантического и Тихого океанов и установите, в каком из океанов течения оказывают наибольшее влияние на климат прилегающих материков (используйте карты атласа).

Атлантического океана большая меридиональная протяженность и циркуляцией воздушных масс.

*5. Согласны ли вы с утверждением, что самый изученный и освоенный из всех океанов – Атлантический океан? Свой ответ обоснуйте.

Атлантический океан – самый изученный и освоенный из всех океанов. По нему проходит большинство судоходных маршрутов. Также практически на всем побережье застроено крупными городами и портами. Он стоит на первом месте также по добыче нефти и ловле рыбы.

*6. Назовите известные вам имена путешественников и мореплавателей, исследовавших Северный Ледовитый океан.

Д.И. Менделеев, С. Дежнёв, М.В. Ломоносова, С.Ф. Лошкина и В.Я. Чичагова.

*7. Подпишите названия океанов. На контурном рисунке одного из океанов ( по выбору) отразите условными знаками транспортную, промысловую, сырьевую, рекреационную и другие функции океана. Условные знаки выберите сами.

Хорошо ли вы знаете океаны? Соотнесите перечисленные особенности с названиями океанов и заполните таблицу.
На берегах океана расположены в основном развивающиеся страны. Океан изучен слабо. Его природные богатства используются недостаточно (1). Природа океана очень сурова (2). Большая часть испарившейся над океаном влаги уносится на прилегающие материки (3). В океане много островов и глубоких желобов (4). В своей северной части океан наиболее интенсивно взаимодействует с сушей (5). Жизнь в океане во многом зависит от обмена водой и теплом с соседними океанами (6). Океан наиболее загрязнён (7).Океан богат жизнью, обладает большими запасами биологических ресурсов (8). На сегодняшний день этот океан – главный водный путь на Земле (9). Над просторами океана часто проносятся штормы и тайфуны (10). При исследовании этого океана применяют особые способы изучения (11). Северная часть океана никогда не замерзает (12).

 

Подведём итоги изучения раздела «Главные особенности природы Земли»

*1. О каких главных особенностях природы Земли вы узнали, изучая третий раздел курса?

Человек не только часть природы планеты, но и могучий фактор ее преобразования и сохранения. Одна из особенностей Земли – наличие в ее строении внешних и внутренних оболочек. Ближайшие к Земле планеты почти полностью или совсем утратили внешние оболочки.
Во всех оболочка Земли интенсивно протекают природные процессы, создающие необычайное разнообразие.

*3. Закончите предложения.

Планетарные формы рельефа – это самые крупные формы рельефа, соизмеримые с размерами самой планеты Земля: материки, ложе Мирового океана.
Крупные равнины расположены на самом материке, а горные складчатые пояса – на окраинах материка.
Основные климатообразующие факторы: ветер, морские течения, давление, температура.
Реки – это производство от названия и места, где они протекают.
Богатством видового состава растительного и животного мира отличаются природные зоны умеренного пояса и субтропиков.

*4. Объясните причины образования в Мировом океане круговых поверхностных течений и их роль в формировании климатов Земли. Приведите примеры.

Главная причина образования течений – ветер, который вызывает горизонтальное движение поверхностных вод океана. Особенно мощные течения образуются под воздействием постоянных ветров.

*5. О каких памятниках Всемирного наследия ЮНЕСКО вы узнали при изучении этого раздела?

Московский Кремль, Красная площадь, Соловецкие острова, церковь Вознесения в Благовещенске, Троице-Сергиева Лавра, озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые алтайские горы.

Школа географа-страноведа

 * Совершите воображаемый круиз по всем океанам. Начальную точку выберите сами. Маршрут плавания должен учитывать ветры и течения. Последовательно запишите названия ветров и течений, которые встретились вам в пути.

Гольфстрим, Северное пассатское, Южное пассатское, Бразильское, течение западных ветров, южное пассатское, межпассатское, северное пассатское, северотихоокенское.





Поделись с друзьями: