ГДЗ ответы по биологии 6 класс рабочая тетрадь Пономарева Корнилова Кучменко


Рабочая тетрадь разработана к учебнику "Биология. 6 класс" (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему "Алгоритм успеха". Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности.

Перейти ко II части

Глава 1. Наука о растениях – ботаника

§1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Задание 1. Заполните пропуски в тексте . Допишите предложения.
1. Наиболее важные признаки представителей царства Растения – это наличие зеленого пигмента в листьях и способность образовывать органические вещества из неорганических и выделять кислород
2. Ботаника – наука , изучающая  царство растений

Задание 2. Используя рисунки  1 и 2 учебника , приведите по три примера растений     каждой группы. Укажите их основное значение в природе и в жизни человека.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Растение – это живой организм
2. Орган– это часть растения, которая выполняет определенную функцию и имеет особое строение
3. Семенами размножаются растения , имеющие семена
4. Корень и побег– это вегетативные органы растения.
5. Генеративными называют органы, в которых развиваются семена
6. У цветковых растений генеративными органами являются пестики, тычинки, так как они выполняют функцию размножения

Задание 4.Используя схему растения, назовите его основные части.

Задание 5. Составьте короткий рассказ на тему «Использование растений человеком».

Растения играют огромную роль в жизни человека. Как и все животные, человек употребляет растения в пищу. Кроме того , он научился изготавливать из растений одежду, бумагу и много другое. Растения выращивают как кормовую культуру для домашних животных. Велика роль лекарственных растений.
 

§2. Многообразие жизненных форм растений

Задание 1. Приведите по два примера и назовите особенности жизненных форм
           растений.

 Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

3. Дикорастущие растения являются основой для выведения новых сортов культурных растений.

Задание 3*. Заполните таблицу

Задание 4. Используя дополнительную литературу, Интернет, назовите наиболее распространённые  жизненные формы растений вашей местности, кратко опишите их.

В нашей местности, безусловно, больше всего трав. Травы растут везде: возле дорог, домов, парков. В длину они не больше 15 сантиметров. Летом травы цветут. Они имеют небольшие , но очень пахучие цветки.

 

§3. Клеточное строение растений. Свойства растительности клетки

Задание 1. Проставьте цифры к названиям соответствующих частей растительной клетки.

4-цитоплазма

1-клеточная стенка

6-клеточная мембрана

5-хлоропласты

3-ядро

2-вакуоль

Назовите функции которые выполняют : клеточная стенка- передает клетке форму и защищает клетку от воздействия окружающей среды; клеточная мембрана – клеточная «таможня» - впускает и выпускает вещества в клетку или из нее; ядро – содержит наследственную информацию; цитоплазма- в ней происходит важные жизнедеятельные процессы; хлоропласты- участвуют в фотосинтезе; вакуоль- служит хранилищем продуктов обмена клетки.

Задание 2. Пользуясь текстом  параграфа, заполните схему, указав процессы жизнедеятельности клетки и их значение (кратко).

Задание 3. Дополните утверждения краткими пояснениями.

  1. Клетка- единица строения растительного организма, потому что все живое имеет клеточное строение (кроме вирусов).
  2. Характерные особенности строения растительной клетки- плотная клеточная стенка. Большая вакуоль, наличие хлоропластов.
  3. Обмен веществ- главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма, так как в процессе обмена окисление питательных веществ и выделение энергии

Задание 4. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. Бесцветную часть клетки , в которой находятся все ее компоненты, называют:

 в) цитоплазмой;

2. Плотное образование , являющееся основным компонентом клетки, называют:

 а) ядром;

3. Цитоплазма представляет собой:

 г) часть клетки.

4.Полости с клеточным соком, содержащие сахара, другие органические вещества и соли, называют:

       б) вакуолями;

 

§4. Ткани растений.

Задание 1. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

  1. Какие группы клеток называют тканями?
    Сходные по строению и функциям.
  2. Что характерно для клеток растений, образующих различные виды тканей?
    Плотная клеточная стенка, большие вакуоли, наличие хлорофилла.
  3. Зависит ли жизнедеятельность всего организма растения от функций клеток? Постарайтесь доказать свое мнение.
    Да. Клетки, объединяясь в ткани, работают взаимосвязано. Из тканей выстроены жизненно важные органы растения.
Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 1 «Наука о растениях – ботаника»?

Задание 1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

 1. Все растения состоят из клеток.
 2. Цитоплазма – внутренняя среда клетки.
 3. Все живые клетки растений имеют ядро.
 6. Движение цитоплазмы обеспечивает жизнедеятельность клетки.
 8. Хлорофилл находится в хлоропластах.
 10. Клетки размножаются делением.
 13. Проводящая ткань образует в растении непрерывную сеть сосудов.
 15. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.
 18. Лупа и микроскоп – увеличительные приборы.

Задание 2. Выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения.

  1. Зеленый цвет растения обусловлен присутствием в клетках:
    в – хлорофилла.
  2. Клеточный сок находится:

б – в вакуоли.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

  1. Растительная клетка снаружи покрыта клеточной оболочкой, к которой прилегает цитоплазма.
  2. Основные внутренние части клетки – это ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты.
  3. Клетка является целостной биологической системой, так как в ней происходят процессы жизнедеятельности.

Задание 4. Установите соответствие  между названием ткани растения и её характерными признаками.

1.  Образовательная. 2. Основная. 3. Покровная. 4. Механическая. 5. Проводящая.

А. Клетки содержат хлорофилл. В ткани происходит создание и запасание органических веществ –  2.Основная.
Б. Клетки плотно прилегают друг к другу. Ткань служит защитой для растения – 3.Покровная.
В. Клетки делятся в течение всей жизни растения. Ткань расположена в местах активного роста растения – 1.Образовательная.
Г. Ткань образует непрерывную разветвлённую сеть, соединяющую все органы растения в единую систему – 5.Проводящая.
Д. Клетки имеют прочные стенки. Ткань выдерживает большие механические нагрузки –  4.Механическая.

Глава 2. Органы растений

§5. Семя, его строение и значение

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей семени пшеницы, обозначенных цифрами.

1 – околоплодник
2 – эндосперм
3 – семядоля
4 – почечка
5 – стебелек
6 – корешок

Задание 2. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме-рисунке из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод: из каких частей семени развивается проросток?

Вывод:
Из корешка развивается корень, из семядоль – боковые листья, из почечки –главный побег растения, из стебелька – стебель.

Задание 3. Выполните лабораторную работу № 1.
Тема: «Изучение строения семени фасоли».
Цель работы:
Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Сухой плод фасоли (боб) с семенами.
3. Набухшие семена фасоли.

Ход работы

1. Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.
2. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.
3. Найдите рубчик и семявход.
4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру.
5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель, почку.
6. Определите, к какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
7. Напишите названия частей семени, указанных цифрами на рисунке.

1 – стебелек                                                4 – семядоли
2 – почечка                                                  5 – семенная кожура
3 – корешок

8. Сделайте вывод о строении семени двудольного растения (на примере фасоли).
Вывод:
Строение семени двудольного растения во много схоже с однодольным. В одной из долей семени двудольного растения имеется зародыш.

§6. Условия прорастания семян

Задание 1. Охарактеризуйте роль каждого условия, необходимого для прорастания семян.

Задание 2. Укажите глубину заделки семян.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений:

3. Крупные семена следует заделывать в почву на большую глубину, чем мелкие, для того чтобы обеспечить им для прорастания достаточное количество влаги.

§7. Корень, его строение и значение

Задание 1.  Рассмотрите рисунок. Назовите виды корней, обозначенные цифрами.

1 – Главный корень
2 – Боковые корни
3 – Придаточные корни

Задание 2. Сравните корневые системы пшеницы и томата. Заполните таблицу.

Задание 3. Рассмотрите схему строения корня.

1 – проведения – по клеткам  этой зоны вода и минеральные вещества передвигаются к стеблю
2 – всасывания – корневые волоски в этой зоне всасывают минеральные вещества и воду из почвы
3 – растяжения – клетки в этой части корня не делятся , а увеличиваются в размерах ( в длину)
4 – деления – клетки в этой части активно делятся

Задание 4. Выполните лабораторную работу № 2.
Тема: «Строение корня проростка».
Цель работы:
Изучить внешнее строение корня.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, линейка.
2.Проросшее семя (тыквы, редиса или гороха).

Ход работы

1. Рассмотрите невооружённым глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
2. Определите тип корневой системы.
3. Рассмотрите под лупой главный корень.
4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.
6. Зарисуйте корень и укажите названия видов корней.
7. Запишите результаты работы в тетрадь.
1) 5 см.
2) стержневая.
3) корневые волоски – 1 см, чехлик – 5 мм.
8. Сделайте вывод.
Вывод:
Зона корня, где находятся корневые волоски, длиннее, чем зона корневого чехлика.

§8. Побег, его строение и развитие

 Задание 1.  Рассмотрите на рисунке строение побега. Назовите и охарактеризуйте каждую его часть, обозначенную цифрой.

1 – стебель
2 – лист
3 – пазушная почка
4 – междоузлие
5 – пазуха листа
6 – верхушечная почка

Задание 2.  Рассмотрите изображения почек на рисунках 1 и 2. Напишите названия почек и их частей, обозначенных цифрам

Рисунок 1
Тип почки – генеративная
Части почки:
1 – почечные чешуи
2 – зачаточные листья
3 – зачаточный стебель и цветки
4 – зачаточные почки
5 – зачаточный стебель

Рисунок 2

Тип почки – вегетативная
Части почки:
1 – почечные чешуи
2 – зачаточные листья
3 – конус нарастания
4 – зачаточные почки
5 - стебель

Задание 3. Выполните лабораторную работу № 3.
Тема: «Строение вегетативных и генеративных почек».
Цель работы: Изучить внешнее строение почек.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель.
2. Годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина чёрная).

Ход работы

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску) и укажите их размеры.
2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте её вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.
3. Пользуясь лупой и рисунком 47 учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную.
4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Отметьте, чем они отличаются друг от друга.
5. Сделайте схематический рисунок строения почки и подпишите её части.
6. Сделайте вывод почему называют  зачаточным побегом, каковы особенности строения вегетативной и генеративной почек.
Вывод:
Почки называют зачаточным побегом, потому что в них есть зачаточные стебель, листья и почки.

§9. Лист, его строение и значение

Задание 1. Рассмотрите рисунок.
Выпишите цифры, которыми обозначены простые листья: 1, 2, 4, 6, 8.
Выпишите цифры, которыми обозначены сложные листья: 3, 5, 6, 7.

Задание 2*. Выполните лабораторную работу
Тема: «Внешнее строение листа».
Цель работы: Изучить внешнее строение простых и сложных листьев.

Материалы

1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
2. Гербарные экземпляры листьев: шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы

1. Рассмотрите зелёный лист пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради лист и надпишите названия частей.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками листа традесканции и отметьте, в чем различия.
3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.
4. Сделайте вывод о различии строения простых и сложных листьев.
5.Запишите результату в таблицу.

Вывод:
Простые листья имеют одну листовую пластинку, а сложные – две и более.

Задание 3. Рассмотрите рисунок части поперечного среза листа. Расскажите о строении устьица. Напишите названия частей устьица и клеток листа, обозначенных цифрами. Кратко перечислите их функции.

1 – клетка листа
2 – клетка устьица
3 – замыкающая клетка
4 – дыхательная полость
5 – устьичная полость

Задание 4. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Основной функцией листа  является образование органических веществ из неорганических.
2. Процесс испарения воды листьями осуществляется через устьица.
3. Через устьица в воздух выделяется кислород и удаляется углекислый газ. Этот процесс называется дыхание.
4. Удаление ненужных веществ у растений осуществляется осенью благодаря листопаду.

Задание 5. Назовите видоизменения листьев, изображенных на рисунке.

1 – чешуевидные листья
2 – колючки
3 – усики 

§10. Стебель, его строение и значение

Задание 1. Рассмотрите рисунок поперечного среза стебля трехлетнего побега липы. Определите части стебля. Расставьте соответствующие цифры на рисунке:

1 – корка;
2 – луб;
3 – кора;
4 – камбий;
5 – древесина с годичными кольцами;
6 – сердцевина.

Задание 2. Установите соответствие между строением и функциями частей стебля.

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Назовите побеги и укажите признаки их видоизменений.

1 – корневище
2 – клубень
3 – луковица

Задание 4. Выполните лабораторную работу № 4.
Тема: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Цель работы: Изучить  строение подземных побегов.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырея), луковица лука репчатого.

Ход работы

1. Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища для растения.
2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки. Опишите признаки, по которым вы их определили.
3. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у неё стебель и листья. Определите, чем отличается луковица от корневища и клубня.
4. Сделайте вывод о сходстве и различии строения корневища, клубня и луковицы.
Вывод:
Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. Лук и картофель – шарообразные плоды. Различие заключается во внешнем виде.

§11. Цветок, его строение и значение

Задание 1. Рассмотрите рисунок, напишите названия частей цветка и укажите их функции.

Задание 2. На основании какого признака соцветия делят на простые и сложные?
Простые соцветия состоят из одного соцветия, а сложные из нескольких одинаковых соцветий.

Используя рисунки 74 и 75 учебника, назовите схематичные изображения соцветий. Приведите примеры растений.

Задание 3. Рассмотрите рисунки. Определите тип опыления растений. Дайте краткую характеристику каждого типа опыления.

Задание 4. Перечислите признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Приведите два-три примера названий растений каждой группы. Объясните роль пчёл в опылении.

Роль пчёл в опылении растений – переносит пыльцу с цветка на цветок.

§12. Плод. Разнообразие и значении плодов

Задание 1. Повторите §11 учебника. Рассмотрите рисунок 71. Укажите на схеме цифрами части цветка, отметив, из какой части образуется плод.

Задание 2. Используя рисунок. Приведите примеры двух-трёх способов распространения плодов и семян. Назовите растения, которым они свойственны. Кратко опишите наблюдения в природе.

Ветром (1,6 ), самостоятельно  (2,3,7),  прикрепляясь к животным и людям (5,7,9).

Задание 3. Рассмотрите изображенные на рисунке плоды растений. Назовите их. Установите соответствие между названием растения и названием его плода.
Название плодов: семянка, боб, коробочка, жёлудь, стручок, двукрылатка, крылатый орех, зерновка.
А. Горох – боб
Б. Мак (или белена) – коробочка
В. Берёза – крылатый орех
Г. Капуста – стручок
Д. Дуб – жёлудь
Е. Клён – двукрылатка
Ж. Кукуруза (или пшеница) – зерновка
З. Подсолнечник (или череда) – семянка
И. Лещина – крылатый орех

1 – коробочка                                                          7 – стручок
2 – коробочка                                                          8 –  двукрылатка
3 – крылатый орех                                                  9 – зерновка
4 – жёлудь                                                              10 – зерновка
5 – крылатая семянка                                            11 – семянка
6 – боб                                                                     12 – семянка

Задание 4. Используя информационные ресурсы и свой опыт, подготовьте сообщение об использовании человеком плодов и семян названных растений.

Пшеница – в виде муки широко применяется в кулинарии.
Рис – продукт питания.
Горох – продукт питания.
Фасоль – продукт питания.
Хлопок – используется при изготовлении ткани.
Арахис – продукт питания.
Кокосовая пальма – продукт питания.

Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 2 «Органы растений»?

Задание 1. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

2. У всех цветковых растений семя содержит зародыш нового растения.
3. Эндосперм – питательная ткань семени однодольного и двудольного растения.
4. На свету семена зелёных растений прорастают быстрее.
6. Корневые волоски – это выросты клеток покровной ткани корня.
7. Пестик – это орган, где формируется семязачаток с яйцеклеткой.
9. Проросток любого растения состоит из двух частей – корня и побега.
10. Лист – орган фотосинтеза, газообмена и испарения.
11. Устьице –  это дыхательные клетки в кожице листа.
12. Цветок – орган полового размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод.
13. Видоизменение органов обусловлено приобретением новых функций в связи с жизнью растения в изменяющихся условиях среды.
14. Клетки камбия осуществляют рост стебля в длину.
16. Опыление – это перенос пыльцы из пыльника тычинки на рыльце пестика.
17. Главные части вегетативного побега – стебель, листья, почки; главные части генеративного побега – цветок, плод, семена.
18. Почка – это зачаточный побег.
23. Корневище – видоизмененный побег.
24. Видоизменение листа обусловлено приобретением новых функций.

Задание 2. Выпишите правильный вариант ответа для каждого предложения.

1. Прорастание семени начинается: a – поглощение воды.
2. Зародыш семени состоит: в – из эндосперма, корня и листьев.
3. Проводящая ткань, по которой вода и растворенные вещества поднимаются вверх по стеблю к листьям, называется: в – луб.
4. Корни, образующиеся на стеблях и листьях, называются: б – придаточными.
5. Рост побега ели в длину осуществляется благодаря: б – генеративной почки.
6. В генеративной почке находятся зачатки: б – листа, стебля, цветка.

 Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Сходство строения семян однодольных и двудольных растений состоит в том, что имеется зародыш и эндосперм.
2. В период прорастания семенам необходимы следующие условия: вода, кислород, температурные условия, особое освещение, питательные вещества, глубина посева.
3. Почка отличается от побега тем, что почка – зародыш побега.
4. Осевая часть побега –  стебель. Он служит для выноса листьев. Боковые части побега – листья. Они служат для накопления питательных веществ, образующихся в процессе фотосинтеза.
5. Почка является зачатком нового побега, так как она имеет почечку, стебелек, корешок.
6. Мякоть листа называют фотосинтезирующей тканью потому, что ее клетки содержат хлорофилл.
7. Цветок представляет собой систему органов, обеспечивающих размножение растения, так как пестик – женский орган размножения, а тычинки – мужской.
 8. Многообразие плодов – результат длительной эволюции растений, обеспечивающей благоприятное существование в данной среде. 

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений

§13. Минеральное питание растений и значение воды

Задание 1. Используя рисунок 85 учебника, кратко опишите процесс минерального почвенного питание растений.

С помощью корневых волосков растения всасывает из почвы воду и минеральные вещества, которые затем поступают в трахеиды, по которым поступают к листьям растения.

Задание 2. Назовите удобрения и опишите их роль в жизни растений.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения. 

1. Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных веществ.
2. Корень всасывает из почвы воду с минеральными веществами с помощью корневых волосков в зоне всасывания.
3. Микроудобрения – удобрения, которые нужны растению в небольшом количестве.

 Задание 4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о приспособлениях к воде у растений разных экологических групп. Запишите в тетради план сообщения.

У растений, свободно плавающих по воде, вроде кувшинок, корни опущены в воду. Для них характерно особое строение: например, устьица располагаются только на верхней стороне воздушных листьев.

§14. Воздушное питание растений – фотосинтез

Задание 1. Рассмотрите в  учебнике рисунок 90. Объясните роль фотосинтеза в жизни растений.

Благодаря фотосинтезу растение получает органические вещества, необходимые ему в процессе жизнедеятельности.

Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлоропластах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.
3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой , а воздушное (листовое) –  является основным поставщиком органических веществ.
 4. Зелёные растения –  автотрофы, то есть они  способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических.

Задание 3. Выполните практическое задание 5, данные в конце параграфа. Запишите результаты наблюдений и выводы.

(Скорее всего в конце предложен опыт , в котором растения ставят в темный шкаф, если это так, то растение в шкафу завянет, т.к. не получает достаточно света для процесса фотосинтеза. Это доказывает необходимость фотосинтеза в жизни растений.)

Задание 4. Заполните пропуски  в тексте. Допишите предложения.

1. Фотосинтез – единственный на планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключённую в  неорганических веществах.
2. Все живые организмы существуют за счет солнечной энергии, заключённой в органических соединениях, образовавшихся в процессе фотосинтеза.
3. Углекислый газ выделяется в процессе дыхания живых организмов, гниения, брожения, извержения вулканов, горения. Большая часть его расходуется зелёными растениями при фотосинтезе на образование органических веществ.

 

§15. Дыхание и обмен веществ у растений

Задание 1. Рассмотрите рисунок 93 и таблицу 1 учебника. Укажите в таблице черты сходства и различия процессов фотосинтеза и дыхания.

Задание 2. Опишите кратко процессы превращения энергии:

при фотосинтезе – энергия запасается в виде органических веществ, преимущественно углеводов
при дыхании – происходит окисление органических веществ , выделяется энергия
при расщеплении в клетках органических веществ на неорганические – энергия расходуется
при образовании новых клеток – энергия расходуется

Задание 3. Установите взаимосвязь организма со средой. Представьте свой ответ в виде схемы или модели.

Задание 4. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Дыхание происходит в клетках всех органов непрерывно только на свету.
3. В процессе дыхания сложные органические вещества распадаются, при этом высвобождается химическая энергия.

 

§16. Размножение и оплодотворение у растений

Задание 1. Заполните схему, используя текст учебника. Укажите отличительные признаки полового и бесполого размножения.

В половом размножении участвуют пестики и тычинки, когда как в бесполом участвуют вегетативные части растения или споры.

Задание 2. Рассмотрите схему на с. 87 учебника. Составьте короткий рассказ о происходящих процессах и их результатах.

В пыльниках образуются пылинки, а в завязи – семязачатки. Пыльца переносится на рыльце, происходит двойное оплодотворение, в результате которого формируется зародыш. Семя, попадая в почву, прорастает. Образуется проросток.

Задание 3. Рассмотрите рисунки 95 и 96 учебника. Заполните пропуски в тексте.

1. Процесс оплодотворения у цветковых происходит в пестике, конкретно – в зародышевом мешке.
2. Опыление у цветкового растения – это перенос пыльцы из пальника на рыльце пестика.
3. Оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской половых клеток.
4. Зигота – это новая клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения.
5. Из зиготы развивается проросток нового растения.

Задание 4*. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о жизни и научной деятельности российского учёного-ботаника С.Г. Навашина. Составьте план сообщения.

1. Биография
2. Обучение
3. Вклад в науку

 

§17. Вегетативное размножение растений, и его использование человеком

Задание 1. Заполните таблицу. Приведите два-три примера для каждой группы растений.

Задание 2. Рассмотрите рисунок 98 учебника. Назовите способы размножения растений, изображённых на рисунке. Приведите один-два примера растений, которые размножаются указанным способом.

1 – клубнем (картофель, батат)
2 – отводками (смородина, крыжовник)
3 – луковицами (тюльпан, гиацинт)
4 – черенками (смородина, слива)
5 – корневищем ( ландыш, фиалка)
6 – ползучими побегами (луговой чай, клюква)

 

§18. Рост и развитие растений

Задание 1. Обратитесь к тексту §18 учебника. Кратко опишите приведённые ниже этапы жизни цветкового растения. Обозначьте цифрами их последовательность в ходе развития растения.

2) Семя, попадая в благоприятные условия, прорастает и образует проросток.
1) Зигота образуется после слияния мужской и женской половых клеток растения. Вскоре из зиготы образуется зародыш семени.
3) Проросток быстро растет в благоприятных условиях благодаря деятельности корней и листьев.

Задание 2. Назовите различия между ростом растения и его развитием. Охарактеризуйте основные черты каждого процесса.

Рост растения – необратимое  увлечение длинны и массы организма.
Развитие растения – качественное изменение в строение и жизнедеятельности растения.

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами последовательность этапов (периодов) индивидуального развития цветкового растения. Охарактеризуйте кратко особенности каждого периода.

1 – семя: на этом этапе сухое семя содержит зароды растения и питательные вещества;
2 – проросток: на этом этапе растение активно растет;
3 – проросток, который подрос, начинает развиваться;
4 – взрослое растение способно к половому размножению.

Назовите растение , изображенное на рисунке: кукуруза.

Задание 4. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Индивидуальное развитие организма растения зависит от условий окружающей среды.
3. Растение может очень долго (десятки лет) существовать в состоянии покоящегося зародыша (внутри семени).

Задание 5*. Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта о влиянии экологических факторов вашей местности на развитие растений. Составьте план проекта.

1. Влияние газоводов на растения
2. Влияние резко континентального климата на растения.

 

Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений»?

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Весной добывают сладкий берёзовый сок. Для этого в коре берёзы делают разрез. От какого (восходящего или нисходящего) тока веществ берут этот сок ?
Нисходящего.
2. Что произойдет с берёзой, если у неё взять очень много сока ?
Усохнет, так как в соке содержатся органические вещества, необходимые растению.
3. Почему бесполое размножение так широко представлено в царстве растений, т.к. обеспечивает их быстрое расселение и захват новых территорий.

Задание 2. Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

1. Только растения могут поглощать энергию солнечного излучения.
5. Зелёные растения поглощают энергию солнечного света и преобразуют её в энергию химических связей.
6. С появлением на Земле зелёных растений образовался атмосферный кислород.
7. Дыхание – это расщепление сложных органических веществ на более простые, неорганические , и освобождение энергии химических связей.
8. Обмен веществ – это питание и дыхание растений.
9. Размножение свойственно всем живым организмам.
10. Оплодотворение происходит в зародышевом мешке.
11. Опыление у цветковых – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
14. Двойное оплодотворение – это слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.
15. Половое размножение – это оплодотворение.

Задание 3. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.

1. Растения получают необходимую для жизнедеятельности энергию с помощью фотосинтеза. Это воздушное питание.
2. Растения образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.
3. Существует два типа питания, которые различаются тем , что в процессе воздушного (или фотосинтеза) питания происходит и образуются, а в процессе растение поглощает минеральные соли и воду.
4. Экологические факторы – это факторы: температуры, освещения, влажности, доступности кислорода, наличия минеральных веществ, создающие окружающую среду, в которой  развивается растение.
5. Индивидуальное развитие организма растения зависит от суточной периодичности, так как в течение суток происходит смена дня к ночи.
6. Сезонная периодичность характеризуется сменой температуры. Это влияет на такие процессы жизнедеятельности растений, как фотосинтез и испарение воды.

Задание 4.  Отметьте знаком «+» правильный ответ.

1. У растений различают два типа размножения
г) половое и бесполое.
2. Зигота – особая клетка, образовавшаяся в результате:
в) слияния сперматозоида (спермия) с яйцеклеткой.
3. Двойное оплодотворение происходит у цветковых растений в результате:
б) слияния одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральным ядром зародышевого мешка.
4. Преимущества вегетативного размножения состоят в том , что:
а) дочерние растения в значительной степени повторяют качества материнского организма.