777. Прочитайте письмо М. Цветаевой детям (с. 168). Какова (каковы) его тема (темы)? Какие напутствия (советы) даёт автор молодому поколению?
Назовите обращение. В предложении с прямой речью расставьте пропущенные знаки препинания. Найдите диалог и прокомментируйте знаки препинания при нём. Выпишите глаголы совершенного вида.
Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, ещё поддающаяся воздействию.
Потому:
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!
Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются. Ну а если вам скажут Так никто не делает (не одевается, не думает и т. д.), то отвечайте А я — кто!
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — не уступить!
Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется.
В своём письме детям М. Цветаева поднимает темы добра и справедливости, рассказывает, какими должны быть настоящие человеческие поступки.
Советы, которые даёт автор молодому поколению:
– не лить зря воду, ценить её;
– не ссылаться на других, быть собой;
– не слишком сердиться на родителей;
– убирать камни на дороге;
– уступать место;
– не различать людей на бедных и богатых;
– протянуть руку проигравшему;
– не отзываться при других иронически о близком.
Обращение: Милые дети!
Предложение с прямой речью: Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.), то отвечайте: «А я – кто!»
В диалоге каждая реплика начинается с новой строки и тире:
– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!
– Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Глаголы совершенного вида: не пролью, не получит, станет, скажут, уберите, представьте, уступить, сесть, протяните, уйдут, останется.