Условие:
1. Спишите отрывки из басен И. А. Крылова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
I. 1) (Не) за себя я вихрей оп..саюсь; хоть я и гнусь, но (не) л..маюсь... 2) Случае(т, ть)ся (не) редко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только дог..да(т, ть)ся за дело просто взя(т, ть)ся. 3) К (не) счастью, то ж бывает у людей: как ни п..лезна вещь, — цены не зная ей, (не) вежда про неё свой толк всё к худу клонит... 4) Чем нравом кто дурней, тем более кр..чит и ропщет на людей: (не) вид..т добрых он, куда ни обернё(т, ть)ся, а первый сам ни с кем (не) уживё(т, ть)ся. 5) (Не) вежи суд..т точно так: в чём толку (не) поймут, то всё у них пустяк. 6) Кто знатен и с..лён, да (не) умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он.
II. 1) В ком есть и сов..сть и закон, тот (не) укра́дет, (не) обманет, в какой бы ну́жде ни́ был он; а вору дай хоть м..ллион — он в..ровать (не) перестан..т. 2) Охотно мы дари́м, что нам (не) надобно с..мим. 3) Когда в т..варищах с..гласья нет, на лад их дело (не) пойдёт, и выйдет из него (не) дело, только мука. 4) У всякого т..лант есть свой. Но часто на успех прельщае(т, ть)ся чужой, хватается за то иной, в чём он совсем (не) годен. 5) Т..ланты истинны за крит..ку (не) зля(т, ть)ся: их повр..дить она (не) может крас..ты... 6) Как часто говорят в делах: ещё успею. Но надобно призна(т, ть)ся в том, что это г..ворят, спросяся (не) с умом, а с ле́ностью своею.
2. Выразительно прочитайте отрывки. Отметьте случаи устаревшего произношения слов.
3. Объясните значение слов невежда и невежа. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника. Найдите предложения, в которых употреблены слова невежда и невежа. Объясните смысл этих высказываний.
4. Рассмотрите рисунок. Какую пословицу иллюстрировал художник? Правильно ли он передал основной смысл изречения? Предложите свой вариант иллюстрации. Запишите эту русскую пословицу, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Объясните правописание не со словом.