Условие:

3 Разделитесь на группы. На основе прочитанного сформулируйте и за-пишите определение понятия «государственный язык». Назовите другие функции русского языка в современном мире. Подготовьте небольшие сообщения по заданной теме. Обменяйтесь ими с участниками других групп. Выясните с помощью выбранного жюри, какой группе удалось лучше справиться с заданием — дать самое полноценное и чёткое определение, дополнить текст собственными примерами.
©Безусловно, русский язык является языком огромного нашего государства, но в то же время он имеет некоторые отличия в зависимости от того, где живёт человек, какая у него профессия, в какой ситуации происходит общение. Даже возраст и пол человека влияют на его язык и речь.
Вряд ли вы станете разговаривать с дошкольником так же, как со своим ровесником, а со старшими, предположим, с учителем, — так же, как с одноклассником. Например, известно, что «в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США), одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит — мужчина или женщина. В Японии девушки владеют богатым и разнообразным словарём (они специально этому обучаются), в то время как для юношей характерен лексически более бедный язык» (Л. Крысин).
Вам предстоит подготовить проект, который будет посвящён культуре и языку вашей малой Родины, назовём его так: «Язык и культура моего края (области, города, деревни)». Вас ожидает интересная творческая работа, а результаты своего исследования вы представите после раздела «Повторение изученного». Обозначим этапы предстоящей деятельности.
1. Тема проекта — «Язык и культура моего края (области, города, деревни)».
2. Поставьте цель будущего проекта (например: анализ языка и речи жителей края (области, города, деревни) в контексте культуры определённой местности).
3. Задачи проекта:
а) определить исторический период, который будет отражён в проекте;
б) выбрать текст конкретного стиля (научный, публицистический, разговорной речи) и жанра (малые жанры фольклора, жанры средств массовой информации, жанры художественной литературы, жанры устной речи);
в) выяснить влияние языка, речи на развитие культуры конкретного народа;
г) обнаружить связи настоящего с прошлым, отражающиеся в языке и культуре жителей края (области, города, деревни);
д) спланировать этапы и формы выполнения проекта (анализ теоретических источников и конспектирование; реферативное изложение информации; наблюдение, опрос, анкетирование; обобщение полученных данных, выводы);
е) изучить специальную литературу, представляющую информацию о выбранном историческом этапе развития культуры данного края (области, города, деревни) и особенностях использования языка и речи жителями в зависимости от их возраста, профессии, положения и отношений в определённой социальной группе (школа, семья, друзья и др.), национальности и других факторов.
4. Результат проекта. Оформите результаты проектной деятельности (варианты продукта проекта: эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные, материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, портфолио).
5. Защита проекта. Подготовьтесь к защите проекта и выступите перед аудиторией (выступление с презентацией).
6. Оценка результата (самоанализ полученных результатов и оценка проекта одноклассниками).
Список рекомендуемой литературы:
1) Вартаньян Э. Г. Путешествие в слово. — М.: Просвещение, 2011;
2) Казанский Б. В. В мире слов. — 2-е изд. — СПб., 2010;
3) Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — СПб., 1999;
4) Лихачёв Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000;
4) Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Современная Россия через язык и культуру. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://business.polbu.ru/terminasova_language/ch 19 iii.html;
5) Шанский Н. М. В мире слов. — 3-е изд. — М., 1985.

Вариант ответа 1
Государственный язык – это официальный язык государства, язык науки, производства и, конечно, культуры. Он выполняет интеграционную функцию в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступает в качестве символа данного государства.

Функции языка:
1) средство общения (монолог, диалог);
2) средство мышления (общение с собой);
3) экспрессивная (радость, раздражение и другие чувства);
4) поэтическая (прекрасные произведения в прозе и стихах);
5) межнациональное общение;
6) международное общение.

Примеры сообщений:
Поэтическая функция (ее еще называют эстетической) – соответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое, вне его содержания. Главное – это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется, прежде всего, в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.
Подобные стихи писали К. Бальмонт, В. Хлебников, О. Мандельштам, Б. Пастернак и многие другие поэты. Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное, или безобразное.

Вариант ответа 2
Русский язык входит в пятёрку самых распространённых языков в мире. Он является государственным языком РФ. Государственный, или официальный, язык - это язык, имеющий привилегированный статус в государстве или международной организации. Государственный язык выполняет интеграционную функцию в государстве и выступает в качестве его символа. Государственным языком Российской Федерации является русский язык.
Русский язык, как и любой другой язык, обладает определёнными функциями общения: волюнтативной, фатической, эстетической, метаязыковой, коммуникативной, информационной и эмотивной.
Главная функция языка - коммуникативная. Именно благодаря коммуникативной функции языка люди могут обмениваться между собой сообщениями, общаться, передавать важную информацию и т.п. Коммуникативная функция языка подразделяется на два вида: устную и письменную. Устная речь - это то, что мы произносим вслух, диалог. Письменная речь - это обмен сообщениями.
Информационная функция язык используется для сохранения и дальнейшей передачи знаний и опыта, накопленного поколениями людей, говорящих на данном языке. Информационная функция языка полностью лишена эмоциональности.
Эмоционально-окрашенная лексика, а также тембр голоса, мимика, жесты являются характерными для эмотивной функции языка. Данная функция имеет только одну форму выражения - устную.
Метаязыковая функция языка - это та его функция, которая позволяет изучать язык при помощи его самого. Выразителями этой функции языка являются учебники русского языка, толковые словари, словари специальных слов и т.п.
Эстетическая, или поэтическая, функция языка характерна для произведений художественной литературы, а также поэзии. Эстетическая функция проявляется в том, что не только слова, но и фонетика, грамматика, словообразование приобретает отдельное значение в контексте данного произведения.
Фатическая функция языка характерна для начала светской беседы. Например, такие фразы, как «Добрый день», «Как дела?», «Можете повторить ещё раз» не несут какой-либо смысловой нагрузки, а служат только для того, чтобы собеседники могли сформировать последующий стиль общения.
Волюнтативная функция языка включает в себя различные приказы, советы, запреты и т.п. Т.е. при использовании данной функции язык используется для того, чтобы воздействовать на собеседника. Волюнтативная функция чаще всего используется для обучения.

Вариант ответа 3
Проект: "Язык и культура моего края: анализ языка и речи жителей в контексте культурного наследия"
Цель проекта: Исследовать связь между языком и речью жителей определенного края и их культурой, а также выявить влияние языковых особенностей на развитие культуры данного народа.
Исторический период: XIX - XXI век
Выбранный текст: Жанр художественной литературы. Роман, описывающий быт, традиции и особенности культуры данного края в определенный исторический период.
Задачи проекта:
1. Изучение лингвистических особенностей языка жителей данного края, включая диалекты, лексические и грамматические особенности, фонетику и синтаксис.
2. Исследование художественной литературы данного региона, а также малых жанров фольклора и устной речи, чтобы понять, какие традиции, обычаи и ценности передаются через язык и речь.
3. Анализ влияния языка и речи на формирование и сохранение культурного наследия данного народа.
4. Выявление особенностей культурного выражения в средствах массовой информации данного края и их связь с локальным языком и речью.
5. Проведение опросов и интервью с жителями данного края для выявления их отношения к родному языку и его роли в сохранении традиций и культуры.
6. Создание исследовательского документа, содержащего данные по результатам исследования, анализу литературы и обработке интервью.
Ожидаемые результаты:
• Глубокое понимание взаимосвязи между языком и культурой данного края, а также роли языка в передаче традиций и ценностей.
• Определение особенностей языкового выражения в различных жанрах и стилях речи, которые отражают культурное разнообразие данного региона.
• Выявление специфических элементов культурного наследия, передающихся через язык и речь, и их важности для сохранения и развития культуры данного народа.
• Понимание влияния языка на формирование образа жизни, обычаев и обрядов, их сохранение и эволюцию на протяжении истории.
• Предложение практических рекомендаций и мер по сохранению и развитию родного языка, важности его изучения и уважения в современном обществе.
В итоге, проект "Язык и культура моего края" позволит углубить понимание важности языка и речи в формировании и передаче культурного наследия данного края, а также выявить пути сохранения и развития культурного многообразия данного народа.

Вариант ответа 4
Проект: «Язык и культура моего края»
Цель проекта: Анализ языка и речи жителей нашего края в контексте культуры определенной местности.
Исторический период: XIX-XXI века.
Выбранный текст: Малые жанры фольклора - песни, сказки, пословицы, загадки и обрядовые тексты.
Описание проекта: Данный проект направлен на исследование связи между языком, речью и культурой нашего края. Будет проведен анализ малых жанров фольклора, таких как песни, сказки, пословицы, загадки и обрядовые тексты, собранные у жителей различных населенных пунктов.
Мы выясним, как эти тексты отражают уникальные особенности культуры, традиции и обычаи нашего края. Благодаря анализу лексических, фонетических и грамматических особенностей речи, мы сможем понять, какие языковые феномены были актуальны в разные периоды и как они влияли на формирование культурного наследия нашего народа.
Проект предполагает исследование и сравнение разных поколений жителей, чтобы выявить изменения в языке и речи, связанные с социокультурными изменениями. Результаты проекта позволят нам лучше понять взаимосвязь между языковой средой и формированием культурного и национального самосознания.

Решение 1 - 3:

Решение 1

Решение 2 - 3:

Решение 2

Решение 3 - 3:

Решение 3

Решение 4 - 3:

Решение 4

Решение 5 - 3:

Решение 5

Решение 6 - 3:

Решение 6