190. Прочитайте тексты, определите, к какому типу речи они принадлежат. Определите тип сказуемых во всех предложениях.
I. В Париже рассказывали много анекдотов о том, как чудовищно рассеян и необыкновенно доверчив был Ампер. Так, стоя у доски во время лекции и увлёкшись объяснениями, он иногда вместо носового платка брал влажную тряпку, запачканную мелом.
Почтенный академик верил острякам-студентам, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал всё крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр.
(По Н. Шаховской)
II. Великан с гордой осанкой посыпал голову песком, при плясывал и пел. Магеллан решил, что туземец исполняет обряд миролюбия, и послал ему навстречу матроса, велев делать то же самое. Так они плясали, обсыпаясь песком, словно карнаваль ные шуты, причём матрос был по пояс гостю...
(По В. Травинскому)
III. О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошади ном заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показал, что ему не безызвестны и судейские проделки; было ли суждение о биль ярдной игре — и в бильярдной игре он не давал промаха; го ворили ли о добродетели, и о добродетели он рассуждал очень хорошо, даже со слезами на глазах...
(Н. Гоголь)
І текст: описание; все сказуемые – простые глагольные.
Был рассеян и задумчив – составное именное.
ІІ текст: повествование; все сказуемые – простые глагольные.
Был по пояс – составное именное.
ІІІ текст: рассуждение; все сказуемые – простые глагольные.
Умел поддержать – составное глагольное.
Небезызвестны; не давал промаха – составные именные.
Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.