1) Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.
Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом.
(По Н. Тихонову)
2) Родина (отечество, отчизна) — исторически принадлежащая данному народу страна, которую этот народ населяет, развивая своё хозяйство и культуру, отстаивая свою независимость и свободу.
(Энциклопедический словарь)
3) Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!
(Н. Языков)
2 Определите стиль речи; обоснуйте своё решение. Соблюдайте последовательность в рассуждении, отвечая на вопросы.
1. В какой речевой ситуации может прозвучать данный текст?
2. Какова задача речи (обменяться впечатлениями, дать чёткую информацию, раскрыть (объяснить) какое-либо понятие, создать образ, картину; выразить своё отношение к предмету речи; побудить слушателя, читателя к действию)?
3. Каким является высказывание (непринуждённым или официальным, эмоциональным или нейтральным, конкретным или обобщённо-отвлечённым)?
4. Какие языковые средства, характерные для стиля, использованы в каждом тексте?
3. Выразительно прочитайте вслух стихотворение Н. М. Языкова. Проследите за логическим ударением и общей интонацией.
Данный текст может быть использован в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в газетах и журналах. Задача речи — побудить слушателя, читателя к действию. Высказывание эмоциональное. Языковые средства: высокие, торжественные, эмоционально окрашенные слова, морально-этические термины, сложные синтаксические конструкции. Стиль речи – публицистический.
Данный текст может быть использован в научных трудах, учебниках и учебной литературе, в выступлениях на научные темы (лекциях, докладах). Задача речи – дать чёткую информацию, раскрыть какое-либо понятие. Высказывание конкретное, официальное. Языковые средства: научные термины, нейтральная лексика, отсутствуют эмоционально окрашенные слова, сложные синтаксические конструкции с упорядоченной связью. Стиль речи – научный.
Данный текст используется в художественном произведении. Задача речи – создать образ, картину, воздействовать на чувства и воображение читателя. Высказывание эмоциональное, непринуждённое. Языковые средства: Эпитеты, метафоры, сравнения, обращение, вопросительные и восклицательные предложения. Стиль речи – художественный.