232 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите распространённые и нераспространённые обращения.
1)(Не)пой кр..савица (при)мне ты песен Грузии п..чальной... (А. Пушкин) 2)Хр..ни меня мой талисман хр..ни меня во дни г..ненья во дни раскаянья в..лненья: ты в день п..чали был мне дан. (А. Пушкин) 3) Широко ты Русь по лицу земли (в)кр..се царстве..ой развернулася. (И. Никитин) 4) Как я люблю товарищ(?) мой весны р..скошной по..вленье. (Я. Батюшков) 5)Пр..вет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами. (С.Дрожжин)
6) Добрые люди сп..койно вы жили милую доч(?) свою нежно любили. (Н. Некрасов) 7) Город чудный город древний ты вм..стил в свои концы и п..сады и деревни и палаты и дв..рцы. (Ф. Глинка) 8) Пр..рода-мать когда(б) таких людей ты ин..гда (не)посылала миру, заглохла(б) нива жизни... (Н. Некрасов) 9)Пр..вет тебе мой бедный клён прости что я тебя обид..л. (С. Есенин) 10) Разве ты (не)хо-чешь персиянка ув..дать д..лёкий синий край? {С. Есенин)
11)(Не)шуми сосна (не)пыли дорога! (С. Есенин) 12) Я весь пред тобою Россия су..ба моя сов..сть моя. (Н. Рыленков)
2. Выразительно прочитайте каждое предложение, употребляя, где надо, звательную интонацию. В каких примерах использован приём риторического обращения? Какие предложения имеют обращения-олицетворения?
3. Выпишите, а затем правильно прочитайте слова, где проявляется аканье. Расскажите о произношении безударных гласных звуков, выбирая примеры из упражнения.
Образец записи: д[а]рога, т[а]ких.
4. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику.
5. В седьмом предложении найдите устаревшие слова, объясните их лексическое значение.