109. Разделитесь на группы. Используя теоретический материал параграфа "Строение сложноподчинённых предложений и знаки препинания в них", составьте и запишите сложный план. Продумайте примеры и обсудите их. Внимательно послушайте ответы учащихся другой группы,задайте им вопросы, выскажите собственное мнение о полноте, точности и доказательности их рассуждений.
Строение СПП и знаки препинания в них
План:
1. Средства связи частей СПП:
а) слова, употребляющиеся только как союзные слова: кто, какой, который, чей; где, куда, откуда; почему, зачем; сколько, насколько;
б) слова, употребляющиеся только как союзы: пока, пока не, с тех пор как и др. (временные); чтобы, с тем чтобы и др. (целевые); если, если бы и др. (условные); хотя, несмотря на то что и др. (уступительные); так как, потому что и др. (причинные); будто, словно, как будто и др. (сравнительные); так что (союз следствия);
в) слова, употребляющиеся или как союзы, или как союзные слова: что, когда, как.
2. Указательные слова в главном предложении: тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др.
3. Подчинительные союзы по составу:
а) простые: что, как, когда и др.;
б) составные: так как, так что, потому что и др.;
в) двойные: если..., то; чем..., тем.
4. Место придаточного предложения в СПП:
а) неизменно (придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится): Я люблю людей, с которыми легко общаться;
б) можно менять: Если ты мне поможешь, я буду очень благодарен. – Я буду очень благодарен, если ты мне поможешь.
5. Пунктуация в СПП: (Если завтра будет дождь), [прогулку придётся отложить]; [Дом, (который стоял напротив нашего), выглядел мрачно].