45 1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения отметив:
а)паузы;
б) слова с логическим ударением;
в) восходящую и нисходящую интонацию;
г) слова, при произношении которых возможна ошибка.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М. Цветаева)
2. Прочитайте выразительно. Какая мысль выражена автором в последних двух строках стихотворения?
3. Найдите обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и обособленные обстоятельства (сравнительные обороты). Объясните знаки препинания.
4. Выпишите причастия в составе словосочетаний. Сделайте морфологический разбор одного из причастий.
5. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» в наши дни воспринимается пророческим. Оно было создано Цветаевой, когда поэтессе был 21 год, но содержит в себе мысли, воплотившиеся в действительность уже после её смерти. Заявление Цветаевой о том, что её стихам ещё «настанет свой черёд» в то время выглядело очень самоуверенным. Но спустя почти полвека это предсказание полностью сбылось. Цветаеву настигло позднее признание, её произведения считаются одной из вершин русской поэзии.