214 1. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и распределяя сложноподчинённые предложения с придаточными условия на две группы:
а) предложения с реальным условием;
б) предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.
Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы.
Определите, в каком наклонении употребляются глаголы в предложениях 1-й и 2-й групп. Сделайте вывод.
1) Кабы я была царица говорит одна девица то на весь крещёный мир приготовила б я пир. (А. Пушкин) 2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя когда б не зной да пыль да комары да мухи. (А. Пушкин) 3) Коль голова пуста так голове ума не придадут места. (И. Крылов) 4) Коль скоро вы сами отворачиваетесь от нас и презираете благодетелей то уж не гневайтесь. (А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г. Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном. (К. Федин)
2. Определите стилистический характер употреблённых в предложениях подчинительных союзов со значением условия и распределите их на три группы:
а) союзы, употребляемые во всех стилях речи;
б) союзы книжные (включая книжно-архаические);
в) союзы разговорные (включая разговорно-просторечные).
3. Установите, возможна ли синонимическая замена одного союза другим в данных предложениях.
4. Разберите по составу выделенные слова.
5. Выпишите слово, в котором буква с передаёт звук [з].
6. Установите, сколько раз употребляется звук [ш] в последнем предложении.