326 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте грамматические основы. Установите вид каждого сложного предложения. Объясните постановку всех знаков препинания.
М..ровой океан стихия (не, ни) слишком гостеприимная и в этом загадоч(?)ном мире человеку нужен надёжный помощ(?)ник. Дельфин оказался для этого существом (наи) более подходящем (по) тому (что) он имеет (не, ни) сколько (не, ни) оспоримых достоинств. (Во) первых дельфин ид..ально приспосабливается к среде об..тания. (Во) вторых эти животные способны контактировать с человеком и (при) том дельфины хорошо поддаю(т, ть)ся обучению. Уравнений с двумя (не, ни) извес(?)ными они разуме(т, ть)ся решать (не, ни) когда (не, ни) будут да и (в) ряд (ли) они способны усвоить да (же) простейшие арифметические действия. Но опыт обучения ж..вотных во многих дельфинариях мира показывает что они могут выйти в воде на определё(н, нн)ый с..гнал отыскать ут..нувший пр..дмет или заблудивш..гося акв..навта ставить поч(?)ту в подводный бокс. Этому и многому другому научить дельфинов можно (по) этому учёные многих специальностей (б..ологи в первую очередь) а так (же) моряки рыбаки в..долазы пристально изучают возможности дельфина. (По В. Пескову)
3. Найдите в тексте слова, в состав которых входят иноязычные морфемы аква-, био-. Приведите примеры слов с такими же морфемами и укажите, какое значение они придают этим словам.
4. Напишите небольшой текст, в котором бы содержались 2—3 аргумента, подтверждающих мысль, выраженную в выделенном предложении текста. Выполняя эту работу, пользуйтесь справочной литературой, в которой есть материалы о дельфинах.
Дельфины являются одними из самых умных животных на планете. Они очень эмоциональные и сообразительные, легко поддаются дрессировке. Дельфины очень хорошо поддаются дрессировке. Трюки они запоминают с первого раза за небольшое вознаграждение в виде рыбы. Существует одна интересная история. Дельфинов-новичков поместили вместе с уже дрессированными, предварительно обучая их в течение дня. Команды после этого они выполняли плохо. Ночью слышались пересвистывания, щебетания, а на следующий день уже и новички могли выполнять все команды. Предполагают, что с помощью свистов они общались и обменивались информацией.