1. Прочитайте текст, составьте его план и перескажите.
Александр Николаевич ГВОЗДЕВ (1892— 1959) — известный языковед, член-корреспон-дент Академии педагогических наук СССР, профессор, доктор филологических наук.
Пытливый учёный, посвятивший свою жизнь благородному делу подготовки учителей,
А. Н. Гвоздев исследовал, как развивается детская речь, как формируются навыки правописания.
Результатом этого длительного исследования явились важнейшие труды, которые и сейчас имеют основополагающее значение: «Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка» (1948), «Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка» (1949), «Вопросы русской орфографии и методика её преподавания» (1950), «Основы русской орфографии» (1954).
Исследуя вопросы русского языка, А. Н. Гвоздев создал для высших учебных заведений такие фундаментальные учебники, как «Современный русский литературный язык» в двух частях, «Очерки по стилистике русского литературного языка». Эти книги неоднократно переиздавались; но ним успешно училось нс одно поколение студентов.
Вся жизнь Александра Николаевича была отдана преданному служению науке о русском языке, вопросам cm преподавания в вузе и школе.
План.
1. А. Н. Гвоздев – известный языковед.
2. Важнейшие труды ученого.
3. Жизнь, отданная науке.
Александр Николаевич Гвоздев – известный языковед, профессор, доктор филологических наук. Пытливый ученый посвятил свою жизнь делу подготовке учителей. Он исследовал развитие детской речи, формирование навыков правописания.
Его труды, результат длительного исследования, имеют основополагающее значение и в наше время. Гвоздев создал фундаментальные учебники для высших учебных заведений. Эти книги много раз переиздавались, по ним училось не одно поколение студентов.
Александр Николаевич всю жизнь отдал служению науке о русском языке, вопросам его преподавания.
2. Спишите третье предложение, в котором говорится, какие труды принадлежат А. Н. Гвоздеву. Подчеркните обобщающее слово, составьте схему однородных членов предложения.
Результатом этого длительного исследования явились важнейшие труды, которые и сейчас имеют основополагающее значение: «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», «Вопросы русской орфографии и методика ее преподавания», «Основы русской орфографии».
3. Из третьего и четвёртого абзацев выпишите все наречия.