Условие:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Решая вопрос о написании ь, указывайте его роль: р. — разделительный (вьюга); г. — грамматическая форма (мышь); м. — мягкость (конь). Подчеркните сочетания букв, в которых ь никогда не употребляется (конечно). Объясняйте написание -тся и -ться путём постановки вопроса.
1) Скворцы вывелись и улетели, и давно уж их место в сквореч(?)нике занято вороб(?)ями. (М. Пришвин)
2) Вдруг налетит порыв ветра, и закружит(?)ся в лесу шуршащая золотая метель. (В.Солоухин)
3) Тихо ноч(?) ложит(?)ся
На вершины гор,
И луна гл..дит(?)ся
В зеркала озёр;
Над глухою степ(?)ю
В неизвестный путь
Бесконеч(?)ной цеп(?)ю
Обл..ка плывут... (А. Никитин)
4) Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч(?),
Едва струёй гремучею
Сверкает жаркий ключ(?)... (М.Лермонтов)
5) Хотя бы крикнул коростель
Иль стрекозы живая трель
Послышалась, или руч(?)я
Ребячий лепет... (М.Лермонтов)
2. Объясните постановку запятых во всех предложениях.
3. Подчеркните грамматические основы сложных предложений.
4. Составьте схему третьего предложения.
5. Проведите морфологический разбор выделенного слова в четвёртом тексте.
6. Проведите лексический разбор выделенных слов в третьем тексте.