348. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ, приводя в качестве примеров характерные для этого стиля слова и выражения. Выразите своё отношение к высказыванию учёного.
Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933)
Александр Матвеевич Пешковский — один из самых замечательных лингвистов XX века. Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует.
Пешковский первым показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным. Он обращает внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы».
А. М. Пешковский первый выделил предложения с обособленными членами и дал определение обособления.
Вариант ответа 1
Научный стиль: биография ученого.
Лексика: лингвист, научная грамматика, экспериментирует, предлоги, союзы, языковая культура.
Я согласна с мнением ученого в том, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным.
Вариант ответа 2
Стиль текста: научно-популярный.
Текст представляет собой биографию лингвиста Александра Пешковского, написанную в доступной для широкого читателя форме. Несмотря на наличие в тексте терминов (интонация, синтаксис, грамматика, языковая культура) и научное содержание, текст понятен для человека, не имеющего специальных знаний по теме.
Культурный уровень человека прежде всего определяется по тому, насколько грамотно он говорит. Речь - один из основных показателей начитанности и воспитанности человека. И именно с помощью таких людей: грамотных, разносторонне развитых, воспитанных и культурных - можно создать действительно передовое во всех отношениях государство.