135 Прочитайте репортаж из музея минералогии. Какие типы речи соединены в нём? Какие специфические для жанра языковые средства здесь использованы?
Через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание Минералогического музея Академии наук. Музей занимает зал в тысячу квадратных метров. В нём размещены образцы ископаемых богатств нашей страны.
Особняком в шкафах за стеклом лежат какие-то чёрные бесформенные массы. Одни похожи на чистое железо, другие — с какими-то жёлтыми капельками. Вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: «Упал 18 окт. 1916 г. близ г. Никольска-Уссурийского в Сибири». Под другими образцами тоже надписи: упал тогда-то, там-то. Это зал камней, упавших с неба и называемых метеоритами.
Далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями; на полочках лежат минералы разных цветов и видов. Здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие — чистые и прозрачные, как вода; третьи — переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом.
Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».
Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов. Сначала показаны условия образования камня, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. Далее — минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образовывают скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. Здесь не огонь, а вода рождает камень. Наконец, камни, рождающиеся на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений создаются свои камни.
Последние отделы музея — это камень в руках человека, в хозяйстве, в промышленности.
Где бы ни находился камень — в небесных ли телах, в горах или на заводах, — везде он живёт и изменяется, растёт и гибнет. И совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.