387 1. Подберите из данного упражнения примеры, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания при прямой речи, разрываемой словами автора. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схему каждого предложения.
1) «Вот на этом месте, — сказал Ноздрёв, — русаков такая гибель, что земли (не)видно». (Я. Гоголь) 2) «Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора!» (А. Платонов) 3) «Да, дети...— взд..хнул п..хотинец. — Они (по)другому к жизни привязывают». (Г. Бакланов)
4) «Нет, ты смотри! — поражался Андрей. — Когда они р..дились? Когда они все выр..сти успели?» (Г. Бакланов)
5) «Как вам пок..зался город? — промолвила Манилова. — Пр..ятно ли провели там время?» (Я. Гоголь)
6) «Теперь, — подумал я, — тр..пинка куда(нибудь) приведёт». (В. Арсеньев) 7) «Похолодало, Катерина Петровна! — бодро сказал Тихон и с беспокойством посм..трел на свою шапку. — Снег скоро вып..дет. Оно и к лучшему...» (К. Паустовский) 8) «Ах, перестан(?)те, Павел Яковлевич, — возразила не без досады девушка, — (от)чего вы (ни)когда (не)говорите со мной серьёзно?» (И. Тургенев)
2. Поясните, в каком значении употреблено выделенное слово. Проверьте свой ответ по толковому словарику.
3. В третьем предложении найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Объясните свой выбор.