342. Прочитайте. Сформулируйте кратко основные мысли текстов. Определите их стилистическую принадлежность. Аргументируйте свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Объясните значение выделенных слов.
I. Ид..алом была для меня всегда замена схоластики мех..нического разбора — живой мыслью наблюдением над живыми фактами языка думаньем над ними. Я знаю что думать трудно в тем не менее думать надо; и надо и надо бояться схоластики шаблона которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз к мысль наша слабеет.
В данном тексте автор говорит, что знания о языке не должны сводиться лишь к механическому изучению правил и законов. Нужно размышлять и наблюдать над живыми фактами языка, тогда наши знания не будут шаблонными, сухими.
II. Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство тем легче взаимопонимание. Всё непривычное непривычные сокращения и т. п. — всё это зам..дляет восприятие останавливая на себе наше внимание. Всем извес..но как трудно читать безграмотное пис..мо на каждой оши..ке спотыкаешься а иногда и просто не сразу понимаеш.. записанное. Писать безграмотно значит пос..гать на время людей к которым мы адресуемся а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
(Л. Щерба)
Ответ №1
Стиль речи – публицистический. Задача этого стиля речи – эмоциональное воздействие. Автор выражает свою оценку, мнение, побуждает к размышлению, поступкам, действиям. Характерные черты стиля: актуальность, образность, экспрессивность, эмоциональность, призывный пафос.
Схоластика – 1. общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви; 2. знание, оторванное от жизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их на опыте, бесплодное умствование, буквоедство.
Шаблон – 1. приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий; 2. (перен.) готовый образец, которому слепо подражают; избитая форма выражения мысли.
Бояться1 [бай’ац:а] 3 слога
б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
о – [а] – гласный, безударный
я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
\ [а] – гласный, ударный
т – [ц:] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный, долгий
ь – [–] – не образует звука
с – [–] – не образует звука в данном слове
я – [а] – гласный, безударный
7 б., 6 зв.
1. Как3 – союз, служит для связи простых предложений в составе сложного.
Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное.4
Сложное предложение с различными видами связи: подчинительной, бессоюзной и сочинительной; состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть – СПП с придаточным изъяснительным; вторая часть – ССП.
1. Время6 – 1. длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами; 2. какой-либо отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет; 3. определённый, известный момент в последовательной смене часов, месяцев, лет; 4. период, эпоха (в жизни человечества, государства, общества); 5. всеобщая объективная форма существования материи; 6. форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту.
2. В прямом значении.
3. Мгновение, вечность.
4. Нейтральное.
5. Общеславянское.
Ответ №2
В данном тексте звучит мысль о важности изучения орфографии. Писать грамотно – значит уважать людей, которые будут читать написанное тобой. Орфографическая безграмотность недопустима в правильно организованном обществе.
Схоластика - 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом, буквоедство.
Шаблон – 1. Образец, по к-рому изготовляются какие-н. одинаковые изделия. 2. Общеизвестный, избитый образец, трафарет, которому слепо подражают.