395. Прочитайте текст, посвящённый картине И.Левитана. Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? Объясните значение выражений тёплые тона, холодные тона.
Левитан обращался к любимому времени года не раз («Март», «Первая зелень. Май», «Весна» и др.). В конце 1890-х годов была создана одна из самых трогательных картин художника - «Весна. Большая вода»ю Они пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял снег и разлились реки, однако деревья стоят ещё голые, не успевшие покрыться пушистой зеленью. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену, наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний, кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и тёплых рыжевато-песочных тонах деревьев и береговой полосы. Отсюда рождается ощущение распространяющегося в свежем весеннем воздухе тепла. Картина наполнена воздухом, в сущности, и сама «большая вода» выглядит как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как ы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются в голубизной неба. Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её еще более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.
(По В.Прыткову)
Для характеристики колорита картины И. Левитана «Весна. Большая вода» В. Прытков использует такие языковые средства, как эпитеты (пушистая зелень, прозрачное кружево, лёгкая пелена и т. д.), метафоры (картина наполнена воздухом, берёзки растворяются в воде, разлитая вокруг тишина), олицетворение (весна, вступившая в свои права), сравнение («большая вода» выглядит как опрокинутое небо).
Цветовой спектр основывается на трёх базовых цветах. Тёплые тона – жёлтый и красный, холодные – синий. Вся остальная палитра образуется путём смешивания базовых цветов. Таким образом, тёплую гамму создают красно-оранжевые, оранжевые и жёлто-оранжевые цвета, а холодную – синий, голубой, фиолетовый, сине-зелёный.