60 1. Прочитайте и запишите сложные предложения, распределяя их на группы: а) бессоюзные; б) сложносочинённые; в) сложноподчинённые. Составьте схемы сложных предложений.
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шёл сухой и мелкий... 2) Изредка сани постукивали по голому обледенелому черепку, с которого снег сметало. Так как я, не ночуя, ехал уже шестую сотню вёрст, несмотря на то что меня очень интересовал исход нашего плутанья, я невольно закрывал глаза и задрёмывал. 3) В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет. 4) Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. 5) Кажется, сквозь туман видишь звёздочки; но звёздочки убегают от взора выше и выше, и только видишь снег... 6) Метель и мороз всё усиливаются, лошади слабеют, дорога становится хуже... 7) Лошади становятся, снегу наносится всё больше и больше... 8) Ветер завыл неистово; снег, как из совка, так и посыпался на полы шубы. 9) Небо справа на востоке было тяжелое, темно-синеватого цвета; но яркие красно-оранжевые косые полосы яснее и яснее обозначались на нём.
(Л. Толстой)
2. Выделите грамматическую основу в каждой из односоставных частей сложных предложений. Укажите составные сказуемые.
3. Подчеркните однородные члены предложений.
4. Объясните постановку знаков препинания.
5. Проведите морфологический разбор выделенных слов. Разберите их по составу.
6. Выпишите слова с не и ни, объясняя их слитное и раздельное написание. Приведите примеры слитного и раздельного употребления не:
а) с глаголами и деепричастиями;
б) с причастиями;
в) с существительными, прилагательными и наречиями.