74 1. Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов.
Укажите вид сложносочинённых предложений. Подчеркните союзы и грамматические основы. Назовите, какие виды односоставных предложений здесь представлены.
1) Однозвучно гр..мит колокольчик
И дорога пыли(т, ть)ся слегка
И уныло по ровному полю
Разл..вае(т, ть)ся песнь ямщика.
(И. Макаров)
2) Ни солнца мне (н..) виден свет
Ни для корней моих простору нет.
(И. Крылов)
3) Утром горы (н..) обыкновенно хороши и (н..) вольно переживаешь такое бодрое и хорошее чу(?)ство... Голубое небо точно выше и дыш..(т, ть)ся так легко. (Д. Мамин-Си-биряк) 4) Сквозь тучи на небе (н..) ясно просвечивало солнце и это к..залось мне хорошим предзнаменованием. Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался отделённый гром. Иногда молнии вспыхивали в одном месте и мгновенно получались электрические разряды где (нибудь) в другой стороне. (В. Арсеньев) 5) Все устали и надо было сделать привал да и погода заметно ухудшилась. 6) Проводник поставил п..латку разл..жил костёр остальные то (же) готовились к ночлегу. (В. Арсеньев)
2. Определите, какими смысловыми отношениями связаны части данных сложносочинённых предложений (одновременность событий и действий, их последовательность, значения причинно-следственного характера, присоединения).
3. Как влияет на тональность речи употребление повторяющегося союза и между частями сложносочинённого предложения (см. пример 1)?
4. Составьте схему 1-го предложения.
5. Докажите, что в состав сложных предложений 3-го примера входят безличные.
6 Составьте таблицу «Правописание гласных корня», вписывая только те орфограммы, которые в предложениях обозначены пропуском букв. Каждую графу дополните своим примером.
7. Объясните на примерах из текста, как определять написание -тся или -ться в глаголах.
8. Поясните условия слитного и раздельного написания слов тоже — то же. Приведите собственные примеры.
9. Какое имя существительное из 5-го предложения Образовано бессуффиксным способом? Докажите.