134 1. Какие картины К. Ф. Юона вы знаете? Расскажите о них (устно).
Выразительно прочитайте текст. Что нового о художнике вы узнали?
Замечательный русский художник Константин Фёдорович Юон (1875—1958) во многих своих произведениях воспевает древние русские города, чья неповторимая, самобытная архитектура привлекает внимание живописцев.
Особую любовь Юон питал к Сергиеву Посаду, которому посвятил большое количество полотен. Первые работы относятся к 1903 году («К Троице», «Красные санки»). В течение двух десятилетий К. Ф. Юон неоднократно возвращается к изображению этого полюбившегося ему живописного подмосковного города, который привольно раскинулся среди широкой равнины. Художник пишет его и в ясную, морозную погоду, и в весеннюю распутицу, и в яркие, сверкающие, солнечные майские дни, и в летние лунные ночи.
Живописца радует декоративная красочность великолепного архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, что является образцом бессмертного творения русских умельцев.
Среди работ Троице-Сергиевого цикла подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день» (1910). Она проникнута каким-то особым ликованием. Ясное, чистое небо, проплывающие по нему лёгкие облачка, глубокие, синие тени на чистом снегу, весёлая россыпь деревянных домиков посада на фоне виднеющейся вдалеке лавры. Сверкающие на солнце разноцветные крыши, светящиеся в солнечных лучах оранжевые деревянные стены домов, весёлая суета грачей, приветствующих весну...
Удивительное ощущение радости бытия, радости приближающейся весны, которое разлито в природе, ещё усиливается весёлыми жанровыми сценками... От этой торопливо снующей разноликой толпы особенно величественными кажутся мощные башни монастыря.
2. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с определительными придаточными. Составьте горизонтальные схемы этих предложений. Затем перестройте эти предложения в простые с обособленными определениями — причастными оборотами. В каком(их) случае(ях) это невозможно сделать?
В картинах художника Константина Фёдоровича Юона преобладают пейзажи, художник любил и превосходно умел изображать зиму (например, «Зимнее солнце. Лигачёво») и пронзительный весенний воздух («Весенний солнечный день» и др.); также ряд картин Юона посвящен древнерусской архитектуре («Троице-Сергиева лавра при лунном свете», «Монастырь в Загорске» и т. д.). Но мне больше нравится картина «Августовский вечер. 1922». Вечер, солнце почти село, тёмный сад, а в нём стол с самоваром и лампой под зелёным абажуром, дающей уютный круг света. За столом девушка и юноша читают. Рядом ходит собака. Таким умиротворением, уютом, спокойствием веет от этой картины, что хочется оказаться за этим столом…