1. Прочитайте фрагмент из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Понаблюдайте, как построен текст. Назовите, какие способы и средства связи предложений использует автор.
Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и отдыхать. Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, неподвижно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы, привязанные сзади. Вот и рыжеватые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед другим стараются заманить проезжающих. Тпрру! Ворота скрипят, вальки цепляют за воротища, и мы въезжаем на двор. Четыре часа отдыха и свободы!
2. Назовите простые и сложные предложения в данном тексте (сколько простых? сколько сложных?).
3. Определите вид сложных предложений; из скольких частей они состоят; как соединяются — с помощью союзов или без союзов? Какова стилистическая роль сложных предложений в данном тексте?
4. Расскажите об изобразительной функции однородных и обособленных членов предложения в художественной речи (опираясь на языковой материал текста).
Однородные члены предложения широко используются в художественной речи. Они позволяют создать ёмкий образ, придать описанию эмоциональность, экспрессивность. Обособленные подчёркивают нужные детали, сообщают необходимые дополнительные сведения, конкретизируют, уточняют значение других членов предложения.