272 1 Пользуясь материалом п. 3 теоретической части § 30, определите значения данных бессоюзных предложений. Прокомментируйте их интонацию и употребление знаков препинания.
Прочитайте предложения с соответствующей интонацией, затем спишите, восстанавливая верное написание слов.
Составьте схемы предложений.
1) Травка зелене..т,
Солнышко бл..стит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)
2) Ю(нн, н)ый лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз (н..) терпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и люб..т и поёт.
(А. К. Толстой)
3) Знайте и верьте, друзья: благодатна всякая буря душе молодой — зре..т и крепн..т душа под грозой. (Н. Некрасов) 4) Мчались куда (то) мохнатые тучи, чуть (не) зад..вая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц... (В. Астафьев) 5) Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. (Г. Скре-бицкии) 6) Лягушка, на лугу увид..вши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была. (И. Крылов)
7) Часу в седьмом утра, зевая,
спросонья подойду к окну —
сегодня середина мая,
я в лето окна распахну.
(Б. Корнилов)
2. Какие группы орфографических правил вы применяли, восстанавливая правописание слов? Объясните эти написания, группируя их по видам орфограмм.
3. Объясните лексическое значение, морфемное строение и написание выделенных слов.