279 1. Прочитайте предложения из произведений А. И. Куприна. Следите за правильной интонацией бессоюзных предложений: понижением голоса в конце 1-й части предложения, паузой и соблюдением заключительной интонации во 2-й части предложения.
Определите значение бессоюзных предложений: причинное, поясняющее, дополняющее. В каких случаях двоеточие возможно заменить союзом? Каким?
1) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своём лечебных.
3) Я всмотрелся: там простиралось большое, открытое со всех сторон поле... 4) Купанье не освежало. Лёгкая прохлада чувствовалась лишь при первом погружении в море, но это был самообман: через минуту вода становилась противно тёплой и на ощупь липкой. 5) Странно: этот тихий жалобный голосок пробудил и во мне мистическое предчувствие пробуждающегося страха.
2. Составьте схемы всех бессоюзных предложений, обозначая их основы.
3. Спишите бессоюзные предложения (3-е и 5-е) и разберите их по членам.
4. Разберите по составу выделенные слова. Объясните их правописание.
5. Выпишите слова:
а) с проверяемыми орфограммами в корне (4—6 глаголов);