283 1. Прочитайте данные предложения, учитывая, что в них пропущены двоеточия. Вспомните, в каких случаях употребляется двоеточие.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и соблюдая следующий порядок записи:
а) предложения с прямой речью;
б) предложения с однородными членами после обобщающих слов;
в) сложные бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.
1) И молвил он св..ркнув очами «Ребята! Не Москва ль за нами?» (М. Лермонтов) 2) Плохая им д..сталась доля не многие в..рнулись с поля. (М. Лермонтов) 3) Всё было серо небо, дым над крышами, самый воздух. (К. Паустовский)
4) Иногда человеку вып..дает случай наблюдать чрезвычайное, как-то изв..ржение огн.. дышащей горы, погубившей цв..тущие селения, восстание угнетённого народа против вс..сильного владыки или вторжение в земли родины захватчика... (По В.Яну) 5) Посм..трю на юг нивы зрелые, что к..мыш густой, тихо движутся. (И. Никитин) 6) Ей ст..рик с п..клоном отв..чает «Смилуйся, г..сударыня рыбка!» (А. Пушкин) 7) Свойство зерк..льце имело говорить оно умело. (А. Пушкин)
2. Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях. Обозначьте обращения.
3. Подчеркните обособленное определение — причастный оборот.
4. Выпишите сложные слова, разберите их по составу.
5. Выпишите по два словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением, примыканием.
6. В 6-м предложении найдите слово, образованное бессуф-фиксным способом. Проведите словообразовательный разбор этого слова.