288 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию (паузы, понижение-повышение голоса, логическое ударение). Попробуйте определить, в каких предложениях есть значение противопоставления, в каких — времени, условия, следствия. Используйте приём замены. Пользуйтесь таблицей на с. 189—190.
Образец записи Нет друга — ищи его.
Если нет друга, ищи его.
1) Лес рубят — щепки летят. 2) Хочешь дружбы — будь другом. 3) Не нашёл в себе — не ищи в других. 4) Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле.
5) Пашню пашут — руками не машут. (Пословицы) 6) Река вышла из берегов — залило прибрежные посевы. 7) С крыш свесились сосульки — началась капель. (М. Пришвин)
2. Спишите предложения и рядом с каждым из них напишите соответствующий вариант сложноподчинённого предложения с союзами когда, если, так что, как это дано в образце. Какие знаки употребляются в бессоюзном предложении, а какие — в сложноподчинённом?
3. В каких пословицах употреблены однокоренные слова? Включите ли вы в этот перечень 4-й пример? Докажите. Однокоренные слова разберите по составу.