Природным сообществом называют группу живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) в совокупности с окружающей их неживой природой.
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе влияют на климат. Они очищают воздух от пыли, способствуют сохранению влаги, ослабляют жару, смягчают зимнюю стужу, задерживают ветер и снег. Также растения являются пищей для многих живых организмов, убежищем и строительным материалом для гнезд и нор.
Особую роль растения играют и в формировании почвы. Отмершие остатки (стебли, листья, корни, стволы деревьев) образуют почву. Корневая система растений, разрастаясь, скрепляет почву и тем самым предохраняет её от разрушения.
Вопросы
1. Что называют растительным сообществом?
Растительным сообществом называют группу взаимосвязанных между собой растений различных видов, длительное время произрастающих на определенной территории и в постоянных условиях окружающей среды.
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
Мне известны такие сообщества как еловый лес, берёзовый лес (роща), дубовый лес (дубрава), сосновый лес (бор), смешанный лес (лес, состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев) и др.
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Почва дубовых лесов богата минеральными веществами, из-за чего в этом сообществе растут кустарники, травы, деревья в широком разнообразии. Например, лещина, бересклет, жимолость лесная. Также в дубовом лесу растет множество грибов.
Для сосновых лесов характерна хорошая освещённость. Однако растительность в этих местностях скудна, ведь там преобладает песчаная почва, которая не богата на питательные вещества. Поэтому она чаще всего покрыта лишайниками, мхами, среди которых растут папоротники, плауны, вереск, черника.
4. Что такое растительность?
Растительность — это совокупность растительных сообществ на определенной территории.
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
В сообществе растения конкурируют друг с другом за важные для их жизни ресурсы, например, за воду, свет или питательные вещества. Высокие растения — деревья и кустарники — забирают большую часть солнечного света. Из-за этого другие растения лишены природного света, необходимого для фотосинтеза.
Растения могут жить в симбиозе, т.е. тесно взаимодействовать друг с другом и приносить друг другу пользу.
Еще один вид сосуществования растений в сообществе — паразитизм. Такие растения паразитируют за счёт других, присасываясь к корням, стебелькам с помощью присосок. При таком взаимодействии одно растение получает пользу, а другой — вред.
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Светолюбивые берёзы растут, активно потребляя солнечный свет и образуя тень. Почва под ними — это дерново-подзолистый и выщелоченный чернозём. Если на такой грунт попадает семя ели, оно начинает прорастать. С годами ели растут в тени, размножаются, вытесняя березы. Старые березовые деревья отмирают, а новые светолюбивые березки просто не в состоянии выжить из-за недостатка света под еловыми кронами. Так постепенно происходит смена берёзового леса еловым.
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Сегодня хозяйственная деятельность человека оказывает негативное влияние на естественные природные сообщества. Распахиваются степи, осушаются болота, идёт активная вырубка лесов — все это уничтожает растительные сообщества. Из-за меняющихся условий многие растения просто не в состоянии выживать и размножаться.
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Растения, различающиеся своими биологическими особенностями, могут расти в одном сообществе, потому что за время своего существования они приспособились к выживанию в условиях окружающей среды и при активной и взаимной борьбе друг с другом. Это в свою очередь обеспечивает оптимальное и более полное использование солнечной энергии и питательных веществ.
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В моей местности встречаются такие растительные сообщества как луг, степь, лиственный лес.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Уже несколько лет подряд экологи и биологи борются за охрану окружающей нас среды. Растения, как и все остальные живые организмы нашей планеты, постоянно подвергаются негативному воздействую в результате деятельности человека. Отравление почвы вредными веществами, загрязнение воды и воздуха газами и выбросами из промышленных предприятий, уничтожение степей, сжигание и вырубка лесов, высушивание рек — всё это ведет к катастрофе. Растения постепенно теряют свою окраску, у них отмирают корни, опадают листья, а многие просто погибают.
На сегодняшний день можно заметить, сравнивая данные прошлых десятилетий, как поредели наши леса, насколько сократилось количество растений и диких животных, как истощилась почва. Особенно актуальная эта проблема для крупных городов, которые не только заполонили участки бывших природных сообществ, но и «обрастают» свалками и оврагами с мусорными отходами.
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Растительное сообщество «лиственный лес»
Наступает лето. Деревья и кустарники полностью одеваются в зелёный наряд. В смешанном лесу усиливается затенение. Яркие весенние цветы отцвели. Сквозь густые кроны деревьев с трудом пробивается солнечный свет, тем не менее, хорошо растут различные травы и кустарники, например шиповник, жимолость, орешник, кизил, щавель и множество цветов — анемоны, колокольчики и др. У большинства растений, цветущих летом, например у звездчатки, цветки белые; они опыляются преимущественно мухами.
В разгар лета, в июле, цветёт липа. Она опыляется насекомыми, которых привлекают её душистые цветки, собранные в соцветие — полузонтик. Плоды многих широколиственных древесных пород, в том числе липы и клена, распространяются ветром, для чего имеют особые приспособления — летучки, крылатки и т.п.
В августе в лиственном лесу появляются спелые плоды. Созревает шиповник, орешник, кизил. Становится много грибов. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.
К концу лета с порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Цветы отцветают, травы начинают увядать. Деревья начинают сбрасывать листву. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы в будущем году из их семян могло вырасти новое поколение.