1. Познакомьтесь с небольшой словесной зарисовкой. Какой тип речи использован в ней? Представляете ли вы всё происходящее, чувствуете ли напряжение мальчика? Как отбором содержания и языковых средств передаётся напряжение момента? Озаглавьте текст.
Дайте название этой зарисовке и по памяти письменно воспроизведите ту часть, которую можно считать основной.
Генкина помощь
Велосипед нёс (несов. вид, прош. вр.) Генку по дороге. Вдруг выбежала (сов. вид, прош. вр.) женщина с красными, заплаканными глазами и закричала (сов. вид, прош. вр.): «Доктора! Скорее доктора! Доченька помирает (несов. вид, наст. вр.)!»
Генка вдавил (сов. вид, прош. вр.) ногу в педаль, и велосипед рванул (сов. вид, прош. вр.). Генка жал (несов. вид, прош. вр.), жал (несов. вид, прош. вр.), жал (несов. вид, прош. вр.) педали. У горки он соскочил (сов. вид, прош. вр.) и тяжело побежал (сов. вид, прош. вр.) рядом с велосипедом...
Раз, раз, раз, раз... Снова крутятся (несов. вид, наст. вр.) педали. Наконец Генка свернул (сов. вид, прош. вр.) к белому зданию и круто тормознул (сов. вид, прош. вр.) у крыльца. Взбежал (сов. вид, прош. вр.) на крыльцо и ворвался (сов. вид, прош. вр.) в приёмную.
2. Выпишите из текста слова, с помощью которых передаётся действие, движение. Какова роль этих слов в данном тексте? В чём особенность их употребления? Есть ли среди них синонимы?