1 Выразительно прочитайте текст; определите его тему и основную мысль. Найдите части, в которых они высказаны. Определите типы речи, которые использовал автор. Чем, по вашему мнению, объясняется их выбор?
Вот картина. На ней изображён тёплый закатный вечер. Под высоким небом — бескрайняя пашня. Около трактора прямо на земле — трактористы и девочка. Старший отрезает от каравая большие ломти душистого хлеба. Он спокоен, нетороплив. Ты заметил, на нём выгоревшая военная фуражка, — он бывший фронтовик.
Второй герой картины — подросток. Он лежит на траве и ждёт, когда нальют ему молока.
А это девочка. Сколько ей лет? Наверное, не больше тринадцати. Аккуратно, по-хозяйски наливает она молоко в миску — как бы не разлить.
Посмотри, как прекрасны в картине и природа при закате солнца, и эта девочка в светлом платьице, которое лучами солнца превращено в сверкающий яркий наряд. И распаханная сочная земля, и небо, и даже каждая травинка.
(И. Ракша)
Тема текста – описание картины (первое предложение).
Основная мысль текста – красота природы и человека (последний абзац).
Автор использовал такие типы речи, как описание, повествование и оценка действительности, чтобы описать картину, рассказать о действиях изображённых на ней людей и выразить восхищение окружающей их природой.
2. Выпишите выделенные словосочетания, обозначьте в каждом из них главное слово, задайте вопрос к зависимому. Объясните правописание слов.
Бескрайняя (какая?); аккуратно (словарное слово); наливает (неизменяемая приставка; лить; І спряжение); при закате (неизменяемая приставка; 2-е скл., П. п.); солнца (солнышко); в светлом (каком?); платьице (словарное слово).