1. Прочитайте текст и постарайтесь представить себе ту комнату, о которой идёт речь.
В последней квартире поэта на набережной Мойки, 12, по сохранившимся документам и воспоминаниям современников воссоздан прежний облик некоторых комнат.
Вот кабинет. Посреди комнаты письменный стол. Он отделан светлым красным деревом, верхняя доска крыта кожей с рисунком. У стола выдвижные доски, которые позволяют сильно увеличивать его размеры. По бокам — выдвижные ящики. На прикреплённой медной дощечке выгравировано: «Письменный столА. С. Пушкина. 1837».
На столе, как и при жизни поэта, — его любимая бронзовая чернильница с арапчонком. Основание её сделано в виде лежащей книги. В центре — фигура негра, опирающегося на якорь. По обеим сторонам от него — футляр для чернильницы и песочница. Рядом с чернильницей лежит перо Пушкина. Оно обгрызенное, со следами чернил. Здесь же масляная лампа, нож для разрезания бумаги, колокольчик, визитная карточка.
Недалеко от стола старинное тяжёлое кресло красного дерева с откидной спинкой. Спинка и сиденье мягкие, крытые полосатой материей. У кресла низкие подлокотники и выдвигающаяся скамеечка для ног.
Все вещи, принадлежавшие поэту, дороги для нас. Это народные реликвии.
(По Л. Февчуку)
2. Проанализируйте, как построен этот текст: какова его основная мысль и как она раскрывается; какие типы речи использует автор, почему и как их соединяет; какие средства языка помогают точнее изображать детали; каков способ связи предложений.
Постарайтесь составить схему строения текста.
Основная мысль текста: вещи, принадлежавшие Пушкину, – это народные реликвии.
Автор использовал такие типы речи, как повествование (1 абзац), описание (2-4 абзацы) и оценка действительности (5 абзац). Точнее изображать детали помогают определения, выраженные прилагательными и причастными оборотами, а также ряды однородных членов. Способы связи предложений – в большинстве случаев параллельное, но есть и последовательное.
3. Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания.
4. Выпишите выделенные сочетания слов, объясните их правописание.