1 1. Выразительно прочитайте небольшой отрывок из лекции о русской литературе и русском языке, прочитанной в 1821 году Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером — современником и другом А. С. Пушкина. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Актуально ли звучат эти слова сегодня? Докажите.
Взирая на блистательные качества, которыми Бог одарил народ русский, народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку (и это для писателя не последнее), коему в Европе нет подобного, наконец по радушию, мягкосердию, остроумию и непамятозлобию, ему перед всеми свойственному, я душою скорбел, что всё это подавляется, всё это вянет и, может быть, опадёт, не принёсши никакого плода в нравственном мире.
2. Найдите устаревшие слова и формы, объясняя свой выбор. Укажите, какими современными синонимами можно их заменить.
Взирая на блистательные качества, которыми Бог одарил народ русский, народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку (и это для писателя не последнее), ко?ему в Европе нет подобного, наконец по радушию, мягкосердию, остроумию и непа?мятозло?бию, ему перед всеми свойственному, я душою скорбел, что всё это подавляется, всё это вянет и, может быть, опадёт, не принёсши никакого плода? в нравственном мире.
В. К. Кюхельбекер восхищается могуществом русского народа, его радушием, незлопамятностью, его богатым и мощным языком и скорбит о том, что все эти качества подавляются и вянут. Я думаю, что эти слова актуальны и сегодня, например, в языке всё больше заимствованных и исковерканных слов.