130 1 Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова.
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, йзжел-та-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина.
С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня, а в кладбищенской роще переливалась звонкая перекличка иволги, зябликов, пеночек и малиновок. (По
В. Крестовскому)
2. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Составьте схемы этих предложений. Объясните постановку знаков препинания.
3. Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие однородных членов в этом тексте?
4. Проведите морфемный и морфологический разбор причастий.
5. Разберите по членам последнее предложение.
6. Выберите слово для орфоэпического и фонетического разбора и проведите его устно и письменно.
7. Какой способ словообразования объединяет выделенные слова? Докажите.