Условие:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению:
а) поставьте ударение и обозначьте произношение звуков в «трудных» словах (используйте орфоэпические возможности рифмы и ритма стихов);
б) продумайте, с какой интонацией (тревожной, радостной, восторженной или какой-либо другой) вы будете читать каждый фрагмент текста.
Дайте название стихотворению.
У матушки Природы
Весь год — дела, дела...
Хотя в её-то годы
И отдохнуть могла!
По расписанью строго
Живёт она давно:
Ведь времени немного,
А дел полным-полно.
Весной проснётся первой,
Разбудит птиц, зверей
И почки на деревьях
Раскроет поскорей.
Черпнёт воды из речки,
Дождём умоет лес
И солнышко, как печку,
Растопит средь небес...
Полно забот и Летом:
Спешит Природа в сад —
Полить всё ярким светом,
Деревьям сшить наряд.
А ягоды с грибами!..
А травы и цветы?!
Всё нужно ей, как маме,
Успеть до темноты.
Должна она под Осень
Устроить листопад,
Помочь берёзкам сбросить
Потрёпанный наряд.
Собрать картошку с грядок,
Сжечь листья из садов...
Всё привести в порядок
До первых холодов.
Но вот и снег кружи́тся,
Становится темней,
Природа спать ложи́тся
С началом зимних дней.
Укрыв её, метели
Ей навевают сны:
— Спи, Матушка, в постели
До будущей Весны!
(А. Усачёв)
2. Проведите фонетический, орфоэпический, орфографический, морфемный, морфологический разбор выделенного слова.
3. Объясните знаки препинания в предложениях третьей и четвёртой строфы. Найдите предложение с деепричастным оборотом, прямой речью и обращением.