Условие:
1. Спишите пословицы и тексты, верно употребляя не или ни как частицу или как приставку. Укажите значение частиц.
Выделите в словах приставки и обозначьте части речи.
I. 1) Жизнь прожить— (н..) поле перейти. 2) Счастье с (н..) счастьем, что вёдро с (н..) настьем, живут переменчиво. 3) (Н..) имя красит человека, а человек имя. 4) (Н..) спеши языком, торопись делом. 5) (Н..) тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. 6) Что июль с августом (н..) сварят, того (н..) зажарит и сентябрь.
II. 1) (Н..) спроста к нам пр..ходят (н..) ясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих (н..) настий (н..) дружной весны
Ждёт и нас ослепительный май. (А.Сурков)
2) Птицы, рыбы и звери
в души людям смотрят.
Вы их ж..лейте, люди,
(н..) убивайте зря!
Ведь небо без птиц —
(н..) небо!
А море без рыб —
(н..) море!
И земля без зверей —
(н..) земля. (Р. Рождественский)
2. Подберите проверочные написания к словам с пропущенными буквами в корне.
3. Как вы понимаете стихи Алексея Суркова? Есть ли в них переносный смысл?
4. Объясните основную мысль стихотворения Роберта Рождественского.
5. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц (на выбор).