83 Наблюдаем роль стилистически дифференцированной речи в художественном произведении.
1. Прочитайте отрывок из романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Отметьте вертикальной чертой границы разных стилей, использованных в этом тексте. Укажите, какие это стили и какова их роль в художественном произведении.
Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался по лестнице гимназии ко входу в зал. Кривая кавказская шашка с вишнёвым темляком болталась у него на левом бедре. Он был в фуражке чёрного буйного бархата и длинной шинели с огромным разрезом позади. Лицо его было озабочено. Студзинский торопливо подошёл к нему и остановился, откозыряв.
Малышев спросил его:
— Ну как?
— Драться будут. Но полная неопытность. На сто двадцать юнкеров восемьдесят студентов, не умеющих держать в руках винтовку.
Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил:
— Бесподобно... Артиллеристы! Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал, и потому скажу коротко. <...> Многие из вас воспитанники этой знаменитой гимназии. Старые её стены смотрят на вас. И я надеюсь, что вы не заставите краснеть за вас. Артиллеристы мортирного дивизиона! Отстоим Го-
род великий в часы осады. <...> Постарайтесь, артиллеристы!
2. Выпишите из текста фрагменты художественного стиля и подчеркните в них примеры синтаксических конструкций, способствующих созданию изобразительной речи: