307 1. Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания, раскрывая квадратные скобки и заменяя обозначение звуков буквами. Составьте схемы сложных предложений.
Роковой день наступил наконец. Положено было чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. 0[т^эст] был назначен в двенадцать ч[иэ]сов. За четверть часа до срока приш[о]л Берсенев. Он пол[а]гал что застан[ь]т у Инсарова его с[аа]те-чественников которые захотят его проводить; но они уже все вперёд уехали, уехали та[г]же... две таинственные личности они служили св[и]детелями на свадьбе Инсарова... В комнат[ь] уже всё было прибр[ъ]но чемодан, перевязанный верёвкой стоял на полу и Берсенев задумался много воспом[и]наний прошло у него по душе.
Двенадцать ч[иэ]сов давно пробило и []’иэ]мщик уже привёл лошадей хотя «молодые» всё ещё не [Гиэ]влялись. Наконец послышались торопливые шаги на ле[с’н’ицъ] и Елена вошла в сопр[ъва]ждении Инсарова и Шубина. У Елены глаза были красны она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было [т’ьжыэло]. Елена уже больше недели не вид[ь]ла Берсенева в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить вскрикнула Вы! благодарствуйте и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало [та]мительное молчание. Что могли сказать эти три человека что [ч’уств]овали эти три сер[ц]а? Шубин понял необходимость живым звуком словом пр[ь]кр[а]тить это томление. (По И. Тургеневу)
2. Укажите предложение с прямой речью. Объясните выбор знаков препинания. Составьте схему этого предложения.
3. Подготовьтесь к выразительному чтению текста: сделайте необходимые произносительные пометы, особенно в выделенных словах, проверив себя по орфоэпическому словарику. Обозначьте паузы, логическое ударение, повышение-понижение голоса.