312 1. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную интонацию. Докажите, что эти предложения являются периодом.
1)Как плавающий в небе ястреб давши много кругов сильными крылами вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Я. Гоголь)
2) Если зашумела старая листва под ногой если раскраснелись веточки разные если вербы развернулись если заговорили деревья пород ароматом своей коры, — то значит есть в берёзах движение и нечего портить берёзу. (М. Пришвин)
2. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой и тире в 1-м и во 2-м предложениях.
3. Составьте схему 1-го предложения.
4. Сформулируйте орфоэпическое правило по следующей формуле: -тся (-ться) = [цъ]. Пример найдите в предложениях.
5. Объясните лексическое значение выделенных слов. Каким словариком вы воспользуетесь?
6. Разберите по составу причастия.
7. Проведите морфологический разбор слова нечего.
8. Найдите слово, которое грамматически не связано с членами предложения, не является членом предложения и обозначает связь мыслей, их порядок. Как называются такие слова? Как они выделяются на письме?