316 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Арктур [слепой пёс] слышал тончайшие звуки каких мы (н..) когда (н..) услышим. Он просыпался по ночам раскрывал глаза поднимал уши и слушал. Он слышал все шорохи за многие вёрсты (во) круг. Он слышал пение комаров и зудение в осин..м гнезде на ч..рдаке. Он слышал как шурш..т в саду мыш(?) и тихо ходит кот по крыш., сарая.
И дом для него (н..) был молчаливым и (н..) живым как для нас. Дом то (же) жил он скрипел шуршал (по) трес-к..вал вздраг..вал чуть заметно от холода. По (вод)..сточной трубе ст..кала роса и скапливаясь (в) низу падала на плоский камень редкими каплями. (С) низу дон..сился (н..) внятный плеск воды в реке. И совсем д..леко в деревне слабо кричали петухи по дворам.
Это была жизнь вовсе (н..) ведомая и (н..) слышная нам но знакомая и понятная ему. (Ю. Казаков)
2. Выразительно прочитайте текст. Объясните, с помощью каких языковых средств создаётся присущая тексту поэтическая тональность. Удалось ли вам передать её в выразительном чтении?
3. Определите стиль речи текста. Найдите повторяющиеся слова и укажите их стилистическую роль в данном тексте.
4. Найдите в тексте примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, почему это происходит.
5. Выпишите из текста выделенные слова. Укажите их морфемный состав.
6.. Определите вид следующих глаголов и их грамматическую форму: раскрывал, дон..сился, скапливаясь. Выделите в этих словах суффиксы и приставки. Объясните их правописание.
7. Составьте схему последнего предложения 1-го абзаца. Проведите синтаксический разбор этого предложения.
8. Найдите в тексте предложения с однородными членами. Обозначьте, какими членами предложения они являются.
9. Обоснуйте постановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками.