Условие:

$19. Передвижение воды и питательных веществ в растении
1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?
Из проводящих тканей в стебле есть ситовидные трубки луба и клетки древесины.
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.
Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корня к другим частям растения.

Лабораторная работа.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2 – 4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля.
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасились сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. Можно сделать вывод, что вода с красителем поднялась по сосудам древесины.
3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4. Зарисуйте срезы.
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам древесины стебля.

Вопросы
1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Сосудистые пучки — это проводящие ткани, объединённые в пучки и часто окружённые прочными волокнами механической ткани.
Сосудистые пучки проходят по всему стеблю, по ним осуществляется движение воды с растворёнными в ней минеральными веществами от корня к листьям.
2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Опыт, который доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины:
- Возьмём сосуд с водой и добавим в него чернила.
- Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
- Посмотрим поперечный срез побега через 2 – 4 суток.
Древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил. Это подтверждает, что вода с минеральными веществами поднимается вверх по сосудам древесины от корня к другим частям растения.
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля, потому что в корне есть корневое давление, а с листьев происходит испарение воды. Корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.
4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба:
- На стебле комнатного растения сделать кольцевой надрез.
- Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
- На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.
На месте среза образовалась раневая пробка, а потом кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
После срезания кольца коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни.
5. Где запасаются органические вещества у разных растений?
Морковь, свёкла, репа запасают органические вещества в корнеплодах, капуста кольраби — в шаровидном стебле. У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. У плодовых деревьев органические вещества запасаются в плодах и семенах.

Подумайте
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Да, знания о передвижении питательных веществ в растениях могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать больше органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.

Задания
Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом.
В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
В первом стакане семена не проросли, т.к. им не хватило влаги.
Во втором стакане семена хорошо проросли, потому что им достаточно было влаги, света и тепла.
В третьем стакане семена не проросли, потому что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха.
В четвёртом стакане семена не проросли, т.к. им не хватило тепла.
Вывод: Для успешного прорастания семенам необходимы достаточное количество влаги, воздуха и оптимальная температура окружающей среды.

Решение 1 - §19 - Глава 2. Жизнь растений.:

Решение 1

Решение 2 - §19:

Решение 2

Решение 3 - §19:

Решение 3

Решение 4 - §19:

Решение 4

Решение 5 - §19:

Решение 5