1. Прочитайте фрагмент рассказа и определите его основную мысль. Озаглавьте этот текст.
Носорог спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжёлую голову. Его закрытые глаза затерялись в складках кожи. Большие покатые бока поднимались и опускались, поднимались и опускались. Носорог дышал ровно и спокойно.
Алексей Бочаров встал перед клеткой, сжимая в руке бутерброд с розовой колбасой. Потом он просунул сквозь прутья голову и позвал:
— Носик, Носик, Носик!
Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки.
Глаза носорога оказались большими, внимательными, настороженными. Они смотрели на мальчика и светились радостью.
Мальчик просунул руку, в которой был зажат его завтрак. Носорог встал на ноги и медленно двинулся к мальчику. Он шёл, и его лопатки, как шары, перекатывались под толстой кожей. Кожа была рыжеватая, как броня, слегка порыжевшая от долгих дождей. Впереди сверкали два острых рога, один подлиннее, другой покороче.
Мальчик смотрел на Носика, а Носик смотрел на него. Мальчик вспомнил про бутерброд и протянул его. Носорог втянул в себя запах колбасы, но есть не стал. Он кивнул мальчику головой. И они стали друзьями.
(По Ю. Яковлеву)
Основная мысль – дружба мальчика и носорога.
Заголовок: Друзья.
2. Выделите типы речи, которые представлены в этом отрывке. Какую роль играет каждый типовой фрагмент?
В этом отрывке представлены повествование и описание. Повествование рассказывает о событиях, описание даёт характеристику героев.
3. Проведите эксперимент. Выполните выборочное списывание: выпишите из отрывка только повествовательные фрагменты. Понаблюдайте за их строением: о действиях скольких лиц говорится, какими средствами рисуется происходящее, какими способами связаны предложения, какие средства связи использованы.
Носорог спал, вытянув короткие лапы и положив на них тяжёлую голову.
Алексей Бочаров встал перед клеткой, сжимая в руке бутерброд с розовой колбасой. Потом он просунул сквозь прутья голову и позвал:
– Носик, Носик, Носик!
Животное тяжело вздохнуло, зашевелилось и подняло веки.
Мальчик просунул руку, в которой был зажат его завтрак. Носорог встал на ноги и медленно двинулся к мальчику.
Мальчик смотрел на Носика, а Носик смотрел на него. Мальчик вспомнил про бутерброд и протянул его. Носорог втянул в себя запах колбасы, но есть не стал. Он кивнул мальчику головой. И они стали друзьями.
В тексте говорится о действиях двух лиц: мальчика и носорога. Связь предложений – параллельная. Средства связи – лексические повторы, местоимения, синонимы.
4. Сравните текст автора и тот, который получился у вас. В каком из них лучше решаются задачи художественного стиля? За счёт чего это происходит?
Задачи художественного стиля лучше решаются в тексте автора, т. к. в нём объединены повествование и описание, что делает текст более образным, помогает лучше представить описываемые события.
5. Из предпоследнего абзаца текста выпишите все местоимения и укажите их разряды.
В которой (относительное), его (притяжательные), он (личное), другой (определительное).