414 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Однажды в доме появился ещё один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как(то) с дежурства доктор увидел слепого пса. С обрывком верёвки на шее он сидел забившись между брёвнами и др..жал. Доктор и раньше (не)сколько раз видел его. Теперь он остановился ра(с, сс)м..трел его во всех подробностях почмокал губами поев..стал потом взялся за верёвку и пот..щил сл..пого к себе домой.*
Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. По привычке пёс вздраг..вал и подж..мался во время еды. Ел он жадно сп..шил и д..вился. Лоб и уши его были покрыты поб..левшими рубцами.
Ну теперь ступай сказал доктор когда пёс наелся и подт..лкнул его с те(р, рр)асы.
Пес упёрся и задр..жал.
Гм... произнёс доктор и сел в к..чалку. Наступал вечер небо пот..мнело но (не)гасло совсем. Заг..рались самые крупные звёзды. Гончий пёс улёгся на те(р, рр)асе и задремал.
(Ю. Казаков)
2. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль речи.
3. Какие типы речи сочетаются в тексте? Какой тип речи является ведущим?
4. Найдите в тексте зачин, среднюю часть, концовку.
5. Объясните стилистическую функцию глаголов совершенного и несовершенного вида в данном тексте.
6. Запишите однокоренные слова к глаголу сп..шил и существительному к.лалка. Можно ли данные слова назвать многозначными? Докажите.
7. Найдите в тексте деепричастия и причастия. Разберите их по составу, укажите морфологические признаки.
8. Укажите, какими частями речи являются выделенные в тексте слова.
9. Составьте схему предложения, отмеченного знаком (*).
10. Найдите предложения с обособленными членами. Объясните постановку знаков препинания.
11. Приведите из текста примеры слов, в которых есть проверяемые гласные и согласные в корне слова.
12. Назовите слова с чередованием гласных в корне. В чём особенность написания этих слов?
13. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Как оформлены эти предложения в тексте?