Условие:

$1. Строение семян
1. Какие растения имеют семена?
Семена имеют покрытосеменные и голосеменные растения: злаковые растения (пшеница, рожь), цветочные растения (яблоня, слива), хвойные растения (ель, сосна) и др.
2. Какова роль семян в жизни растений?
Семя защищает зародыш растения от повреждений, содержит питательные для него вещества, при помощи семян растения размножаются и расселяются на другие территории.
3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?
В отличие от спор, семя имеет запас питательных веществ, зародыш находится внутри семени и лучше защищён от неблагоприятных условий окружающей среды.
Лабораторная работа.
Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
Форма набухших семян остаётся прежней, а размер увеличивается.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик — место прикрепления семени к семяножке.
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
Питательные вещества находятся в семядолях.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
У других двудольных растений запас питательных веществ находится в зародыше или в семядолях.
Вывод: Фасоль является двудольным растением. Она не имеет эндосперма и все питательные вещества запасает в двух семядолях.
Лабораторная работа.
Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
Зерновка пшеницы имеет вытянутую форму и золотисто-жёлтый цвет.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
Околоплодник зерновки пшеницы очень плотно срастается с семенной кожурой, поэтому его невозможно снять.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.
Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.
У ландыша эндосперм окружает зародыш, а не прилегает к нему с другой стороны. У пастухи созревшие семена не имеют эндосперма, а семя состоит из тонкой кожуры и зародыша.
Вывод: Зерновка пшеницы является однодольным растением. У нее есть зародыш с одной семядолей и эндосперм.
Вопросы
1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?
Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными, растения, имеющие две семядоли — двудольными.
2. Каково строение семени фасоли?
Семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш имеет две семядоли, стебелёк, почечку и корешок.
3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?
У фасоли запас питательных веществ находится в семядолях, у ясеня и миндаля — в эндосперме.
4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
Зерновка пшеницы состоит из околоплодника, сросшегося с семенной кожурой, эндосперма и зародыша. Зародыш состоит из одной семядоли, почечки, стебелька и корешка.
5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?
У зерновки пшеницы и других злаковых однодольных растений эндосперм прилегает к зародышу; у ландыша — окружает зародыш; у пастухи нет эндосперма.
6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
У зародыша двудольных растений имеется две семядоли, у однодольных — одна.
Подумайте
Почему семенные растения наиболее распространены в природе?
Семенные растения наиболее распространены в природе, потому что она наиболее жизнеспособны, их семена:
- защищены плотной семенной кожурой;
- содержат внутри достаточный запас питательных веществ;
- могут переноситься на большие расстояния (ветром, птицами, животными, водой и т.д.);
- способны быстрее произрастать и развиваться.
Задания
Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.
Яблоня и тыква двудольные растения. У яблони есть эндосперм, а у тыквы — нет.

Решение 1 - §1 - Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.:

Решение 1

Решение 2 - §1:

Решение 2

Решение 3 - §1:

Решение 3

Решение 4 - §1:

Решение 4

Решение 5 - §1:

Решение 5