Ткань — это совокупность клеток, которые имеют общее строение и выполняют одинаковые функции.
2. Какие виды растительных тканей вы знаете?
Мне знакомы покровная, механическая, основная, проводящая и образовательная ткани.
Лабораторная работа.
Корневой чехлик и корневые волоски
1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.
Корневой волосок — относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм.
Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня.
3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.
4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
У корневого волоска и у клетки кожицы лука есть оболочка, ядро, цитоплазма.
Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука. Это объясняется тем, что функция корневого волоска заключается во всасывании питательных веществ из почвы. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.
5. Сделайте вывод.
Клетки растений имеют сходное строение, а их различия объясняются функциями, которые они выполняют.
Вопросы
1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
Рассматривая молодой корень можно различить зону проведения, зону всасывания, зону роста, зону деления и корневой чехлик.
2. Каково значение корневого чехлика?
Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы.
3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?
Зона деления клеток находится над корневым чехликом. Эта зона образована мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками (образовательной тканью). Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается.
4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?
Зона растяжения (зона роста) располагается выше зоны деления. Здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину.
5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
Корневой волосок — относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.
6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?
Зоной всасывания называют участок корня, на котором располагаются корневые волоски, потому что, проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?
Зона проведения расположена выше зоны всасывания. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю, поэтому зона проведения носит такое название.
8. Что такое ткань?
Ткань — это совокупность клеток, обладающих одинаковым строением и общими свойствами.
9. Какие ткани различают в корнях растений?
В корнях растений различают покровную, образовательную, проводящую, механическую и основную ткани.
Подумайте
Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?
Да, зная строение корня, человек может влиять на формирование корневой системы.
Например, с помощью пикировки можно увеличить количество придаточных корней, а с помощью окучивания расширить зону всасывания.
Задания
1. Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?
В результате пикировки корень перестаёт активно расти в длину и начинают активно расти придаточные корни, тем самым увеличивается всасывание воды с растворёнными в ней минеральными веществами.
2. Используя рекомендации памятки на с. 11 – 12, проведите анализ строения корня.
1) Корень растения состоит из главного корня, придаточных и боковых корней.
2) Корень состоит из 5 зон: корневого чехлика, зоны деления, зоны роста, зоны всасывания и зоны проведения.
3) Корневой чехлик состоит из клеток покровной ткани. Зона деления состоит из клеток соединительной ткани, которые умеют быстро делиться. Зона роста тоже состоит из соединительной ткани, но её клетки не делятся, а вытягиваются, растут. Зона всасывания содержит корневые волоски. Корневой волосок представляет собой вырост наружной клетки корня, состоящий из оболочки, цитоплазмы, ядра, бесцветных пластид и вакуоли. Зона проведения состоит из покровной, проводящей, механической и основной тканей.
4) Корневой чехлик защищает клетки зоны деления. Зона деления обеспечивает новыми клетками зону роста. Зона роста поставляет новые поверхности для образования корневых волосков зоны всасывания. Зона всасывания обеспечивает все зоны корня водой и минеральными веществами. Зона проведения поставляет воду и минеральные вещества в другие части растения.
5) Корневой чехлик защищает верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Зона деления отвечает за деление клеток корня. Зона роста обеспечивает рост корня в длину. Зона всасывания обеспечивает всасывание воды и растворённых в ней питательных веществ из почвы. Зона проведения служит для проведения воды и питательных веществ в стебель и другие части растения.
Задания для любознательных
1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.
Приставшей почвой покрыта зона всасывания, т.к. в этой зоне находятся корневые волоски, которые, проникая между частицами почвы, плотно прилегают к ним.
2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.
Растения с отщипнутыми кончиками корня развиваются быстрее и выглядят более сильными: с толстыми стеблями и большими листьями.
Решение 1 - §3 - Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.: