1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?
Для образования крахмала в листе необходимы вода, свет и углекислый газ в воздухе.
2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?
Чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет, можно провести следующий эксперимент:
1) Поставить какое?нибудь комнатное растение в тёмное место на 3 суток, чтобы произошёл отток питательных веществ от листьев.
2) Поместить на один из листочков растения плотный лист бумаги с вырезанным словом или картинкой.
3) Поставить растение на солнечный свет или под электрическую лампочку на 8 – 10 часов.
4) Срезать листочек, закрытый листом бумаги, снять бумагу с листочка.
5) Положить этот листочек в горячий спирт на несколько минут. Подождать пока лист окрасится в зелёный цвет, а листочек станет белым.
6) Промыть листочек водой и расправить на тарелке.
7) Облить листочек слабым раствором йода.
Результат опыта: буквы или рисунок, который был вырезан из бумаги и на который попадали солнечные лучи, окрасится в синий цвет. Остальная часть листочка останется белой.
Вывод: Крахмал синеет от йода, значит в освещённой части листа образовался крахмал.
3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?
Раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой, потому что крахмал образуется только в клетках с хлоропластами, а в клетках белой каёмки листа их нет.
4. Из каких веществ образуется глюкоза в зелёных листьях растений? Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Глюкоза образуется в зелёных листьях растений под воздействием света и воды, которую поглощают корни из почвы, и углекислого газа, поступающего через устьица листа.
Опыт, показывающий, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород:
1) Взять две большие стеклянные банки и опустить в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями.
2) Наполнить банки углекислым газом и очень плотно закрыть их.
3) Первую банку выставить на яркий свет, а вторую банку поместить в темноту (например, в шкаф).
4) Подождать одни сутки.
5) Открыть банки и опустить в них горячие лучинки.
Результат опыта: в банке, которая находилась на свету лучина останется гореть, а в банке, стоящей сутки в темноте, сразу погаснет.
Вывод: Для поддержания процесса горения необходим кислород, значит в первой банка (на свету) образовался кислород, а часть углекислого газа была поглощена растением.
Подумайте
1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?
Да, можно утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза:
- устьица листа поглощают углекислый газ из окружающего воздуха;
- сосуды листа доставляют от корней растения воду;
- листовая пластина листа поглощает максимальное количество солнечного света;
- хлоропласты, находящиеся в клетках мякоти листа, под воздействием солнечного света перерабатывают воду и углекислый газ (неорганические вещества) в глюкозу (органическое вещество), то есть осуществляют фотосинтез.
2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?
Думаю, что водные растения также выделяют кислород, так как в их листьях также имеются хлоропласты, они также поглощают углекислый газ, получают воду и находятся под воздействием солнечных лучей.
Водные растения выделяют кислород в воду, который необходим для дыхания рыбам и другим обитателям водоёма.
Задания
Составьте план параграфа.
План параграфа:
1) Процесс фотосинтеза.
2) Для фотосинтеза растениям необходим свет.
3) Органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами.
4) Для образования глюкозы нужны углекислый газ и вода.
5) Зелёное растение само создаёт органические вещества из неорганических, выделяя при этом кислород.
Задания
Изучив параграф учебника и дополнительный текст, подготовьте сообщение «Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете».
Роль зелёных растений в обеспечении энергией живых организмов на нашей планете
Основным источником энергии на земле является солнце. Но люди и животные не способны напрямую использовать солнечную энергию, потому что в их организмах отсутствуют системы, с помощью которых энергия потреблялась бы в такой форме, как она есть. Поэтому солнечная энергия попадает в организм человека или животного в качестве полезной энергии только через вещества, производимые растениями. Растения способны создавать из неорганических веществ органические вещества, используя световую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. Способность к фотосинтезу — важнейшее свойство зелёных растений. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в органических веществах.
Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. Выдающийся русский ученый конца ХIХ – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев роль зеленых растений на Земле назвал космической. К.А. Тимирязев писал: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического».
Также растения насыщают атмосферу Земли кислородом, который служит для окисления органических веществ и извлечения этим способом запасённой в них химической энергии аэробными клетками. Ежегодно зелёные растения синтезируют большое количество органического вещества, поглощают около 600 млрд т углекислоты, выделяют в атмосферу 400 млрд т свободного кислорода. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество преобразованной солнечной энергии. Накопление энергии — очень важное для живой природы явление, обусловленное фотосинтезом зелёных растений. Органические вещества — отличный энергоноситель. Созданные с участием хлорофилла и солнечного света углеводы, а также образованные в растениях белки и жиры содержат в себе много энергии. Особенно много её в крахмале и различных сахарах. Многие растения, такие как сахарный тростник, сахарная свекла, лук, горох, кукуруза, виноград, финик, запасают сахара в стеблях, корнях, луковицах, плодах и семенах. Именно сахара служат главным источником энергии для всех живых существ, так как легко могут стать одним из наиболее активных соединений в любой живой клетке. Постоянно поглощая энергию в виде солнечного излучения, растения её накапливают. Из-за огромного количества зелёных растений на Земле энергии в биосфере становится всё больше. Человек широко пользуется газом, нефтью, углем, дровами — всё это органические вещества, которые выделяют при сгорании энергию, некогда занесённую в зелёных растениях. Можно сделать вывод, что существование растений играет очень важную и необходимую роль для выживания живых существ на земле. Поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасённая зелёными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира — от бактерий до человека.