410 1. Спишите, раскрывая квадратные скобки и обозначая звуки буквами. Объясните постановку знаков препинания. Каковы особенности письменной и устной формы речи?
Пи[с’]менная и у[сн]ая формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в ус[н]ой речи и краска (буквы) — в пи[с’]менной речи. С этим коренным различием связаны богатые ин-т[ъ]нац[ы]онные возможности ус[н]ой речи и отсу[ц]твие таковых в пи[с’]менной речи. Инт[а]нац[ы]я создаё[Цъ] мелодикой речи, местом л[а]гического ударения, его силой, изменениями в ин[тыэ]нсивности (громкости), степенью ч[о]ткости произношения, наличием или от-су[ц]твием пауз. Пи[с’]менная ре[ч’] не в состоянии передать всё это. В её распор[иэ]жении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью инт[ъ]нац[ы]онного разнообразия речи...
(О. Сиротинина)
2. Проведите фонетический и орфоэпический разбор формы слова интенсивности.
3. Являются ли синонимами слова фраза и предложение? Почему?
4. Найдите примеры слов, иллюстрирующих орфографическое правило о написании н и нн в прилагательных. Вспомните орфографическое правило, которому подчиняется написание нн в подобных прилагательных.
5. Найдите в тексте местоимения. Укажите, каким членом предложения является каждое из них.
6. Докажите, что в состав последнего предложения входит безличное.
В устной речи материальной основой являются звуки, поэтому она имеет богатые интонационные возможности. В письменной речи материальной основой являются буквы, поэтому она не в состоянии передать интонационное разнообразие речи.